Самый первый регламент станичной и сторожевой службы казаков
450 лет назад, 16.02.1571 года, Иван Грозный утвердил документ, касающийся казачества и его государственной службы, вводящий понятия «казаки», «станицы», «станичники».
- «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» – это первый официальный регламент погранично-охранной службы детей боярских и казачества в Российском государстве. Его целью была организация защиты южных и юго-восточных рубежей Русского царства от степняков.
Устав дал импульс к образованию в системе пограничной охраны уникальных по форме казачьих войсковых общин, которые с конца XVI века были наиболее передовой буферной зоной государственной пограничной охраны, фактически полузависимой от центральной власти.
Поводом для создания нормативного акта послужило недовольство царя несвоевременностью и неточностью информации «станиц» о крымском отряде, совершившем набег на Московию в сентябре 1570 года. Тогда была собрана «береговая рать» на Оке. Царь отказался от других стратегических замыслов и лично возглавил оборонительных поход. Однако крымские татары во главе с ханом Девлет-Гиреем имели малочисленный отряд и не собирались вступать в сражение.
1 января 1571 года Иван Грозный велел Михаилу Воротынскому – одному из самых опытных и известных воевод – провести ревизию пограничной стражи и привести её в соответствие современным условиям.
Пока готовили соответствующие списки и Воротынский их изучал, в январе-феврале 1571 года в Москву были вызваны станичные головы со всей южной границы, прежде всего те, кто имел большой опыт по охране границы, «лет за десять и за пятнадцать». Были привлечены к работе даже те, кто покинул службу по старости или увечью, но «наперед того в станицах и на сторожи изживали, или в полону были, а ныне из полону вышли».
На основании их показаний Разрядный приказ составил предварительную подробную роспись пограничной службы, а затем послал на границу инспекцию в составе воевод князей М.Тюфякина, Д.Ржевского и боярина И.Новосильцева.
Результатом «Московского» совещания и стал «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», принятый 16 февраля 1571 года, который был представлен на утверждение царю.
Устав делился на три части:
1.Руководство по ведению разведки «станицами»: воеводы обязывались снабжать станичников хорошими лошадьми, по две на каждого всадника; рядовым станичникам предписывалось разведку вести скрытно, ссаживаясь с коней попеременно, группой не менее четырёх человек, не останавливаясь в одном месте более одной дневки; в случае обнаружения отряда противника, выяснить его точную численность, после чего спешно сообщить об увиденном в крепость.
Если сообщение оказывались ложными, разведчики подвергались казни. Несоблюдение каралось телесными наказаниями.
2.Календарное расписание проведения разведок: первый выезд – 1 апреля, последний – 15 ноября. Смена «станиц» через 15 дней.
3.Определение контингента разведчиков, видов их жалования и территориальных секторов разведки: из Путивля и Рыльска предписывалось проводить разведку детям боярским с привлечением посадских из Новгорода-Северского. Разведываемой территорией были степи бассейна Северского Донца и охраняемой – от истока реки Пселл до истока Оки. Определялось денежное и земельное жалование.
Из Мщенска и Карачаевска разведку проводили дети боярские, а из Орла, Новосили, Дедилова, Донкова, Епифани, Шацка и Ряжска – казаки. Жалование они получали денежное и земельное. Разведку вели в зоне между истоками Оки и Цны.
Между Цной и Сурой охрану границы и разведку проводили татары с мордвой из Кадома и Темникова, а также казаки из Алатыря. Жалование им Устав не определял.
При посылке дальних разведок к Волге, Вороне, Донцу и Осколу предписывалось увеличивать число станичников до шести человек.
Впоследствии данный Устав неоднократно дополнялся. Так, в октябре 1571 года князем М.И.Воротынским определялся порядок ежегодного поджога степей. Он проводился в октябре, с учётом южного направления ветра и сухой погоды. Запрещалось зажигать степь вблизи крепостей и засечных черт.
В 1574 году сменивший Воротынского боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев далее усовершенствовал Устав: первый выезд разведки определялся не календарным числом, а сходом снегов. Повышалось денежное жалование детям боярским и такое определялось казакам. Предусматривалась выбраковка казаков с неудовлетворительным содержанием лошадей и воинского снаряжения.
В целом Устав М.И.Воротынского придал положительную тенденцию развитию пограничной службы на южных рубежах России. Упорядоченное и активное проведение разведки в «Диком поле» привело к более успешному отражению крымско-ногайских набегов.
В последующий период русские границы быстро распространялись на юг – в 1586 основаны крепости Воронеж и Самара, в 1589 – Царицын, в 1590 – Саратов, в 1596 – Белгород, в 1598 – Оскол, в 1599 – Валуйки, в 1600 – Царёв-Борисов на Северском Донце.
Ушедшие далеко на юг и оторвавшиеся от непосредственного управления властей станицы дали начало к складыванию обществ вольных донских и гребенских казаков, объединившихся в полузависимые от государства образования – Войска, которые с начала XVII века начинают играть значительную роль как дополнительные силы в охране русских границ, подошедших вплотную к владениям крымского хана и Кавказу.
Система пограничной службы, регламентированная Уставом 1571 года, была перенесена в Заволжье и в Сибирь, стимулировав освоение новых территорий и успешную их защиту.
Подготовил Виктор ШЕВЧЕНКО.
Источник: http://kazachestvokavkaza.com (сайт Эдуарда БУРДЫ).
Иллюстрации: https://yandex.ru/images/