Лихой атаман Томило. И такой был на Дону!
Его биография достойна приключенческого романа. Но знают о нём лишь редкие историки, которые изучают XVII век и прошлое донского казачества.
ИЛЮСТРАЦИЯ вверху: Сражение за крепость Азов в 1641 году. Художник Всеволод Парчевский.
Основные биографические вехи Томило Корякина, который родился ок. 1589, умер позднее 1659 и прослужил России более 50 лет, установили питерские историки Олег Куц и Игорь Бабулин.
*Куц Олег Юрьевич (1970) – кандидат исторических наук. Санкт-Петербург. Автор исследований «Донское казачество от взятия Азова до выступления С.Разина. 1637-1667)», «Донское казачество времени Азовской эпопеи и 40-х гг. XVII в.: политическая и военная история»; «Биографические сведения о донских атаманах, войсковых есаулах и войсковых дьяках второй трети XVII в. (1637-1667)» и др.
*Бабулин Игорь Борисович (1968) – кандидат исторических наук. Санкт-Петербург. Автор исследований «Московский поход короля Яна II Казимира 1663-1664 гг.», «Каневская битва 16 июля 1662 года. Забытая победа», «Князь Семен Пожарский и Конотопская битва», «Борьба за Украину и битва под Конотопом. 1658-1659 годы» и др.
Согласно исследованиям Олега Куца, в биографии Томило Корякина «имели место»: схватки на Дону с крымскими татарами, осада Смоленска (1633-1634), взятие и оборона Азова (1637-1641), оборона Монастырского острова и Раздорского городка (1643)…
При этом подробности можно почерпнуть из упомянутой выше монограммы «Биографические сведения о донских атаманах, войсковых есаулах и войсковых дьяках второй трети XVII в». Обратимся к ней. Так вот…
Согласно челобитной Томило Корякина, он попросился на службу к царю Василию Шуйскому ещё в начале XVII века – в 1608 г.
Известно также: в 20-30-е гг. XVII в. Корякин, вместе с другими донскими казаками, участвовал в «погромах» татарских отрядов на Дону «по перевозам и по перелазам, и по всяким приточным местам» (т.е. по переправам на степных реках, по которым татары ходили в набеги под русские города) и «отгромах» у них русских пленников.
В числе других выехавших по призыву из Москвы донских и яицких казаков, он принял участие в Смоленской войне 1632-1634 гг. и в боях с поляками при осаде Смоленска.
Затем его отряд стоял в Рославле (Ярославль с округой) откуда Томило был послан в Москву с группой казаков, конвоировавших пятнадцать захваченных «языков». После окончания войны Корякин вместе с другими донцами был отправлен на береговую службу в Тулу, где прослужил несколько лет.
В одном из боев с татарами в районе Ливен под Корякиным пал конь, но даже в той ситуации он сумел «убить над собою» двух татар. О такой «справной службе» специально сообщалось в послании на Москву.
Вскоре Томило подал прошение о поселении его на Белгородской засечной (защитной) черте, в г.Осколе (в качестве кого – неясно), просьба его была удовлетворена.
Будучи в Осколе, Корякин отпросился у воеводы К.Пущина для поездки на Дон с целью забрать оставшееся там имущество («прежнюю рухлядишку»).
Приехав на Дон, Корякин застал сборы атамана М.Татарина с Войском в поход под Азов (весна 1637). По-видимому, недолго раздумывая, Корякин присоединился к казакам. Он участвовал в осаде и взятии Азова, занимал пост войскового полковника и, как пишет он в своей очередной челобитной, «государю служил и всякими промыслами промышлял» (имеется в виду «воинский промысел» – военные действия или мероприятия).
В 1638 г. Корякину пришлось оборонять Азов от крымского войска («первая осада»), а в 1641 г. – геройски защищать этот город от «великой силы», пришедшей сюда во главе с турецкими пашами и крымским ханом.
При этом он снова был «войсковым полковником» и, как сообщается далее в челобитной, крепость от турок «держал, и всякими промыслы промышлял, и… на тех боях весь избит и изранен».
Турки и крымцы бились неистово, но не смогли отбить Азов у донских казаков, уйдя с позором от почти разрушенной крепости.
В дальнейшем Корякин вновь оказывается втянутым в стремительный и кровавый водоворот событий, которыми характеризуется время начала 40-х гг. XVII в. на Дону.
В 1643 г. он участвует в обороне от турок и крымцев Монастырского Острова – казачьего городка, куда был перенесён донской центр, после оставления казаками Азова.
Тогда означенный городок был взят «бусурманами» и «розорен до основания», при этом сам Корякин «душею да телом» (т.е., потеряв имущество) вместе с другими казаками «ушёл» в Раздорский городок (здесь возродился иной казачий центр), который, в свою очередь, вскоре также оказался осаждённым «турскими людьми». Корякин вновь «сидел в осаде и всякую осадную нужу и скорбь терпел», пока, наконец, между казаками и турецким Азовом не был заключен мир.
В ноябре 1643 г. Томило приехал в Москву с просьбой об испомещении (наделении землёй). В соответствующей челобитной Корякин рассказал о своей жизни и «службах». По его словам, он «отдал государю в казаках на Руси и на Дону» тридцать пять лет.
В Москве Корякин был поверстан поместным (наделён поместьем), с «усугублением» денежным окладом в 500 четвертей зерном (четверть соответствовала, к примеру, 6 пудам ржи) и денежной суммой в 20 рублей; в собственной челобитной и приказных документах он именовался станичным атаманом.
В 1647 г. Корякин упоминается в качестве донского атамана в сообществе тульских верстанных донских и яицких кормовых казаков с поместным окладом в 550 четвертей и жалованием в 2 алтына на день.
Это «заключительный момент», установленный Олегом Куцем в отношении Томило Корякина.
К слову, мужское имя Томило в старину было весьма распространённым на старой Руси, особенно в XV-XVI вв. По одной из версий, оно оберегало новорожденного от злых сил (слово «Томило» образовано от глагола «томити» – томить, мучить); по другой версии, его давали мальчику, который появился на свет при трудных родах (так же как и мужское имя Истома).
В ходе работы над книгой о Конотопской битве (1659) историку Игорю Бабулину удалось выяснить: Томило Корякин не закончил свою боевую деятельность в 1647 г.
Именно Корякин командовал отрядом из донских и яицких казаков, который входил в состав армии князя Григория Ромодановского и принимал участие во всех сражениях на Украине в 1658-1659 гг. против изменника гетмана И.Выговского.
В июне 1659 г. под началом Корякина было 250 чел. В боях под Конотопом потери его геройского отряда составили 32 казака убитыми. Даже при отходе от Конотопа отряд успешно отражал атаки крымских татар и украинских казаков-выговцев и благополучно достиг Путивля.
- «Вероятно, это была последняя кампания Томило Корякина, после которой он ушёл на покой, –делает предположение Игорь Бабулин. – Ведь общий стаж службы Корякина к этому времени составил 51 год (1608-1659) и в указанном году ему было около 70 лет!»
Подготовил Фёдор СМИРНОВ — специально для сайта Северо-Донского казачьего войска (штаб в г.Воронеже).
По материалам http://samlib.ru; https://von-buddenbrock.livejournal.com/ и др.