«Казак-камень», или Легенда о подвиге донца




Вблизи г.Выборга, на пересечении дорог, находится огромный валун. Его название связано с легендой о спасении Петра I в 1710 году.


В ходе Северной войны (1700-1721) русские войска вели осаду «старинной крепости  на берегу Выборгского залива» (ныне город в Ленинградской обл.), который занимали шведы. Примерно в 4 км от Выборгского замка в 1710 году имел ставку генерал-адмирал Ф.М.Апраксин. Там лежал огромный валун…


«Не исключено, что 12 (24) мая означенного года Пётр I забирался на тот самый валун для проведения рекогносцировки, ведь высота камня составляет около 5 метров», – полагает профессор Академии военных наук РФ, кандидат исторических наук А.Ю.Соклаков.


Обратимся к материалу, размещённому на портале «Российское казачество» (электронный адрес: https://kazachestvo.ru/20240206/942644.html).

По мнению А.Ю.Соклакова, косвенным подтверждением пребывания царя в тех местах является составленный им самолично документ, со ссылкой именно на 12 (24) мая 1710 года: «Рассуждение о добывании Выборха».


Дошедшая до нашего времени легенда, которая имеет ряд изложений, утверждает: во время пребывания в ставке русских войск на монарха было совершено покушение (либо он попал под пушечный обстрел). Но верный присяге казак заслонил собой царя и спас его.


Казака, опять же по легенде, похоронили прямо возле того самого валуна, вошедшего в краеведческие летописи как Казак-камень.

«Судя по всему, впервые эта история была описана в 1829 году в газете «Северная пчела». А речь в ней идёт, вероятнее всего, о донском казаке, так как именно они были в составе русских войск и участвовали в осаде Выборга», – предполагает далее А.Ю.Соклаков. Рассказал он и вот о чём.


Французский архитектор Огюст Монферран (1786-1858) в 1818 году совершал, по заданию царя Александра I, экспедиционную поездку по Карельскому перешейку, в поисках нужного ему гранитного монолита для будущей Александрийской колонны. Когда был у Казак-камня, то услышал от местного жителя героическую историю про казака.

Сохранилась виньетка с рисунка 1830 года, на котором архитектор изобразил Петра I стоящим на камне и смотрящим в подзорную трубу, а внизу, у подножья валуна, – погибшего казака.





«Казак-камень издавна стал местом притяжения путешественников в наши края», – утверждает заведующая отделом краеведения Центральной библиотеки г.Выборга О.В.Асмаловская. В 1809 году подле него побывал сам Александр I; более того, государь поднимался на вершину исторического валуна.


«Ныне Казак-камню требуется реставрация и внимание специалистов», – считает всё тот же военный историк А.Ю.Соклаков.

По его мнению, было бы уместно восстановить лестницу на вершину камня, про которую упоминает в своих мемуарах архитектор Огюст Монферран (сохранилось только крепёжное кольцо).





А ещё надо провести поиски останков героя-казака; если те не сохранились, можно установить знак-кенотаф с описанием подвига донца. Возможно, в архивах удастся обнаружить его имя. И тогда легенда станет былью.

Кроме того, нужно досконально разобраться с тем, какая по содержанию мемориальная табличка должна быть на самом камне, чтобы она давала объективную информацию для туристов, а не ставила их в тупик.





В декабре прошлого года о патриотическом значении Казак-камня помощнику Президента РФ, председателю Совета при Президенте РФ по делам казачества Д.Ю.Миронову доложил Верховный атаман Союза казаков России П.Ф.Задорожный. Возможно, это принесёт положительный результат.


Кстати, в 2014 году рядом с камнем появился большой Поклонный крест, но он посвящён не безвестному герою-казаку, а сыну Николая Второго, цесаревичу Алексею (1904-1918) – тот с момента рождения считался Атаманом всех казачьих войск Российской империи.

Указанный Крест был установлен казаками Санкт-Петербургского городского казачьего общества «Императорский конвой», в честь 110-й годовщины со дня рождения Алексея Романова.


*


Справедливости ради, надо сказать: в материале «Казак-камень» (by: prirodoved 2022-06-15; https://geolo.ru/kazak-kamen/) содержится ссылка на Учёного секретаря Выборгского объединённого музея-заповедника А.В.Мельнова.

Тот ранее опубликовал грантовое исследование «Историческая память о Петре Великом в полиэтническом Выборге XVIII – XIX вв.». В нём приводятся доводы в пользу того, что «событие» по спасению казаком Петра I «вряд ли имеет под собой реалистическую основу». Профессор и кандидат исторических наук А.Ю.Соклаков подвергает сомнению эти самые доводы.


  • Как бы то ни было, а отечественная история знает немало примеров установки монументов литературным героям, собирательным и иным патриотическим образам (в Ростовской области: скульптурная композиция «Григорий и Аксинья» в центре станицы Вёшенской, мемориал «Казакам Тихого Дона» вблизи хутора Кружилинского, памятник покорителю Сибири атаману Ермаку в Новочеркасске и др.).

Подготовил казак-краевед Фёдор СМИРНОВ (Ростов-на-Дону) – специально для сайта СДКВ.

Фото: Владимир Пинчук, Ольга Ганберг и др.