«Всяк свистнет, да не всяк по-казачьи». «Воронежская застава» – фестиваль не для галочки




Завершением II Всероссийского конкурса казачьей культуры «Воронежская застава» стала творческая лаборатория для его участников – 43-х коллективов из 10 регионов.


Доброжелательный «разбор полётов» 26.04.2022 провела в онлайн-формате председатель конкурсного жюри профессор Виктория Путиловская.

Она дала рекомендации по дальнейшей работе «всем и каждому» и рассказала об общих тенденциях в казачьем сценическом творчестве.

Безусловно, такие бескорыстные люди, такие подвижники возрождения российского казачества, как Виктория Путиловская, заслуживают обстоятельного представления, что мы и делаем сегодня.



  • РОДОВАЯ хопёрская казачка Виктория Валерьевна Путиловская – профессор кафедры вокально-хорового и хореографического образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета, кандидат педагогических наук, руководитель Народного фольклорно-этнографического ансамбля «Покров», лауреат всероссийских и международных конкурсов.

Помимо этого, Виктория Валерьевна входит в состав Постоянной комиссии при Президенте РФ по делам казачества по содействию развитию казачьей культуры. Она – председатель женской волгоградской казачьей организации, главный хормейстер местного «Казачьего театра».


Но и это ещё не всё. Виктория Путиловская широко известна в нашей стране как «полномочный представитель» Российского Дома народного творчества имени В.Д.Поленова, Центрального казачьего войска и Министерства культуры РФ – вот уже более пяти лет она вместе со своим  мужем, сотрудником Казачьего центра государственной службы Андреем Сандаловым (на фото справа), проводит мастер-классы для руководителей фольклорных ансамблей, в том числе казачьих.

К примеру, они побывали в Ставрополе, Курске, Пензе, Чите, Екатеринбурге, Нижнекамске, Южно-Сахалинске…



Из интервью Виктории Путиловской


– Казачья культура – это не просто фольклорный жанр, это «документ», в котором хранятся важные сведения о быте, о традиции, обо всём, чем жили, чем дорожили наши предки.

Именно в ней выражается состояние души, сохраняется то удивительное, что называется народным духом, народным самосознанием.


Я ЧАСТО бываю в составе жюри на различных фестивалях, конкурсах и могу со всей ответственностью сказать: жемчужиной русского фольклора являются так называемые «вилючие», протяжные песни.

Такой музыкой владеют профессиональные коллективы, а коллективам самодеятельным подобные произведения петь сложно. Но, как известно, под лежачий камень вода не течёт.

Вообще же, казачья песня – это молитва, это что-то такое сердечное, очень личное.

Многовековые коды, которые в ней зашифрованы, далеко не всем открываются.

Только если ты чист сердцем и искренне хочешь её познать – ты в неё вслушиваешься, вживаешься, ты её «примеряешь» на себя.

Насколько песня впускает, настолько у тебя получается играть её правильно — так, как задумано предками.


В ОТВЕТ на это у меня спрашивают те, кто не особо разбирается в песенной традиции: а как, в таком случае, оценивать участников конкурсов и фестивалей? Если это не мастер-класс и не обстоятельный семинар, то отвечаю просто и примерно так. Мурашки побежали? На душевных песнях слеза выкатилась? На веселых песнях захотелось идти плясать? Важен характер исполнения, даже не музыка. Значит, участник всё сделал правильно.


МЕЖДУ ТЕМ, фольклорные «лидеры-маяки» всегда в регионах имеются. К примеру…

В Нижнекамске есть хорошие коллективы «Вольные распевы» и «Златница», в Курске – «Верея», в Ярославле – «Услада», в воронежских Семилуках – «Донская вольница». Московский ансамбль «Стожары» добился многого. По стилю и качеству пения они опережают некоторые зрелые, именитые коллективы.

А в принципе, всё получается у тех, кто не просто хочет попеть коллективом, а именно понять, грамотно разучить песню, вникнуть и, самое главное, уловить суть. Если нет содержания – нет той самой песенной традиции.


НО ЭТО – как бы в целом. А в частности… Каждый человек – он или свет, или тьма. Тебе дали жизнь – и ты должен сделать так, чтобы она заиграла разными красками. А если Бог дал талант, ты его должен отдавать людям.

Я – человек верующий, и знаю, что на всё Воля Божья.

Поэтому не надо сомневаться и не надо отчаиваться. Надо всё пробовать и не стесняться этого.



КСТАТИ, лично я не стояла перед выбором: хочу – не хочу. Я как пошла своей дорогой, так и иду по ней. Одно знала с детства – хочу быть педагогом. В юности мечтала петь в филармоническом хоре с папкой в руках. Училась на академического дирижёра. Владею и эстрадной, академической и народной манерой пения. Что ещё сказать?..


БОГ ДАЛ голос, Бог дал талант что-то искать, управлять, находить, открывать. И это просто замечательно!.. А что касается трудностей – их всегда предостаточно, только чего на них «праздновать»?.. Ведь говорят же в народе: терпи, казак, атаманом будешь!


  • К СЛОВУ, с детства помню присказку моей бабушки по материнской линии, которая жила на хуторе в Новоаннинском районе: с доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть не так страшна. Впрочем, иногда она прибавляла: всяк свистнет, да не всяк по-казачьи…

Подготовила Светлана ЖДАНОВА.




https://cossack-circle. Фото из архива В.В. Путиловской.