Масленица на Дону в старину: главное для казака – не пир, а удаль
Отмечать «неделю проводов зимы» силовыми состязаниями казаки начали гораздо позже, чем обосновались на Дону, – лишь в середине XVIII века.
Про «неделю проводов» сказано не зря: Масленица, которая всегда бывает перед пасхальным Великим постом, длится именно семь дней (в 2022 году – с 28 февраля); завершается она в Прощёное воскресение (в 2022 году – 6 марта). В течение всей праздничной недели казаки демонстрировали свою удаль, а не просто пировали.
130 лет назад (1892) в Новочеркасской типографии увидела свет книга «Общежитiе донскихъ казаковъ в XVII и XVIII столетияхъ» (имеется в фондах Новочеркасского музея истории донского казачества).
В этом историческом очерке, подготовленном ещё в 1825 году, отставной офицер-краевед В.Д.Сухоруков (1795-1841) рассказал про то, как казаки праздновали Масленицу в войсковом г.Новочеркасске и его окрестностях. Обратимся к описанию.
… ГЛАВНОЕ отличие масленичного веселия составляли скачки и пальба. Приготовления к сему начинались почти целым месяцем ранее; во всё это время молодёжь не выходила из конюшен, не досыпала ночей.
С наступлением первого дня Масленицы, вооружённые наездники со всего города собирались к назначенному месту, на лучших скакунах с дорогими наборами, всякий с желанием блеснуть конем, сбруею, удальством.
На открытом месте стояла мишень – пучок камыша, перпендикулярно поставленный, а саженях в 200 от него назначался пункт, от которого надлежало скакать.
Начиналась скачка: первый несётся стрелою седой старец; бросив у самого пука поводья, прикладывается он коротким своим ружьем и пук зажжён. За ним летит юноша, который на всём скаку, соскочив с лошади и держась одною рукою за гриву, схватывает другою из-за пояса пистолет, стреляет в пук и в миг – на лошади; другие по следам его перепрыгивают через огонь. Иной, притворяясь падающим с несущейся лошади, хватает с земли монету и, бросив её вперед, ловко ловит её на лету.
Таким образом наездничествовали донские воины каждый день до вечера, переменяя по несколько пуков камыша в день и по несколько коней.
УСТАВШИ от лицезрения скачек, довольные старики подъезжали на городской ярмарке к возкам и из рук бабушек подкрепляли себя собиралом (лучшим мёдом).
А спешившись, присоединялись ко всеобщему веселью с плясками, которые особенно сопровождали последний день Широкой Масленицы; оная обязательно заканчивалась радостным сжиганием набитых соломой и имевшихся в большом числе чучел Зимы.
Уместно пояснить: Масленичная неделя делится на две части – на Узкую и Широкую Масленицу.
В первые три дня – в «Узкую Масленицу» – казаки ещё занимались хозяйственными работами, а с четверга работать запрещалось (кроме кормления скота и ухода за ним), начиналась «Широкая Масленица».
ИМЕННО на Широкую Масленицу, и чаще всего в воскресенье, казаки устраивали скачки на выявление самой быстрой и резвой лошади.
Такие скачки обычно собирали от 50 до 100 лошадей.
Особенно запомнилась очевидцам скачка 1805 года, в которой участвовало около 500 лучших донских скакунов. Победитель получил коня со всей сбруей, второй призёр – несколько аршин сукна и парчи, третий – сафьян, тебеньки (кожаные лопасти по бокам казачьего седла) и стремена.
В другом месте собирались охотники на скачку другого рода, в которой сильнейшая и резвая лошадь одержала победу. Трём лучшим ездокам полагались призы: первому – конь со всею сбруею или большая серебряная кружка; второму – несколько аршин алаго сукна и парча; третьему – тибеньки, стремена и сафьян.
Дети заводили свои скачки по улицам.
… ЛЮБИМЫМ развлечением на Масленицу у мужских групп на Дону были кулачные бои.
Разделение на возрастные группы было важнейшим принципом в организации кулачных боев. Выделялись следующие страты: дети 5-6 лет, подростки, казаки приготовительного разряда, служилые казаки (неженатые и семейные) и старики.
В ходе кулачного боя чётко разделялись функции членов каждой страты. Дети 5-6 лет и подростки выполняли функции «затравщиков». После того, как участники боя выстраивались в позиции «стенка – на стенку», вперёд, в свободное пространство между линиями, выходили мальчишки и для «затравки» выкрикивали в адрес противоположной партии «обидные слова». В ход шли станичные клички, а в боях обменивались прозвищами.
Следующими в схватку вступали подростки. Они набегали друг на друга верхом на палках, вооружённые прутьями с криками «ура!». Своими действиями они имитировали «взрослый бой», но полноправными участниками обряда не признавались.
После затравщиков на линию противостояния выходил «лидер-боец» – представитель взрослых казаков. Криком «Зачинать! Дай бойца!» он вызывал на индивидуальный бой бойца с противоположной стороны.
ПОСЛЕ короткой схватки «лидеров» в бой включалась «стенка».
При этом также соблюдалась очередность: сначала бились «малолетки» – казаки приготовительного разряда (юноши от 17-18 до 21 года, готовившиеся к службе, иногда уже принявшие присягу), вслед за малолетками в бой вступали служилые казаки.
Получить синяк, потерять зуб и обрести «распухшухшую сопатку» не считалось зазорным.
МЕЖДУ ТЕМ, бывало, что на всеобщую потеху женатые бились с холостыми. Для различия одни надевали сапоги, а другие имели лёгкую обувку – чирики (см. иллюстрацию на самом верху).
Казаки в отставке присоединялись к служилым станичникам по желанию: «выходили побаловаться, силой и удалью похвастать».
Каждая партия выбирала из числа опытных бойцов своего «атамана», он расставлял бойцов в позиции и «следил, куда во время боя нужно помощь послать».
Функции стариков заключались в судействе: они следили за соблюдением правил боя, в случае необходимости останавливали его, наказывали виновных, награждали победителей.
Нередко, впрочем, особенно на Широкую Масленицу, старики также подключались к схватке на заключительных её этапах. Женщины и дети были неизменными зрителями. Причём за женщинами закреплялась обязанность «оттаскивать в сторону раненых».
- … По неписаному правилу, на Широкую Масленицу в Новочеркасске с ранней зари и до полуночи производилась беспрерывная пальба из ружей и пистолетов.
Подготовил Кирилл ЛОГВИН (СДКВ).