Масленица на Дону в старину: главное для казака – не пир, а удаль




Отмечать «неделю проводов зимы» силовыми состязаниями казаки начали гораздо позже, чем обосновались на Дону, – лишь в середине XVIII века.

Про «неделю проводов» сказано не зря: Масленица, которая  всегда бывает перед пасхальным Великим постом, длится именно семь дней (в 2022 году – с 28 февраля); завершается она в Прощёное воскресение (в 2022 году – 6 марта). В течение всей праздничной недели казаки демонстрировали свою удаль, а не просто пировали.


130 лет назад (1892) в Новочеркасской типографии увидела свет книга «Общежитiе донскихъ казаковъ в XVII и XVIII столетияхъ» (имеется в фондах Новочеркасского музея истории донского казачества).

В этом историческом очерке, подготовленном ещё в 1825 году, отставной офицер-краевед В.Д.Сухоруков (1795-1841) рассказал про то, как казаки праздновали Масленицу в войсковом г.Новочеркасске и его окрестностях. Обратимся к описанию.


ГЛАВНОЕ отличие масленичного веселия составляли скачки и пальба. Приготовления к сему начинались почти целым месяцем ранее; во всё это время молодёжь не выходила из конюшен, не досыпала ночей.

С наступлением первого дня Масленицы, вооружённые наездники со всего города собирались к назначенному месту, на лучших скакунах с дорогими наборами, всякий с желанием блеснуть конем, сбруею, удальством.

На открытом месте стояла мишень – пучок камыша, перпендикулярно поставленный, а саженях в 200 от него назначался пункт, от которого надлежало скакать.

Начиналась скачка: первый несётся стрелою седой старец; бросив у самого пука поводья, прикладывается он коротким своим ружьем и пук зажжён. За ним летит юноша, который на всём скаку, соскочив с лошади и держась одною рукою за гриву, схватывает другою из-за пояса пистолет, стреляет в пук и в миг – на лошади; другие по следам его перепрыгивают через огонь. Иной, притворяясь падающим с несущейся лошади, хватает с земли монету и, бросив её вперед, ловко ловит её на лету.

Таким образом наездничествовали донские воины каждый день до вечера, переменяя по несколько пуков камыша в день и по несколько коней.


УСТАВШИ от лицезрения скачек, довольные старики подъезжали на городской ярмарке к возкам и из рук бабушек подкрепляли себя собиралом (лучшим мёдом).

А спешившись, присоединялись ко всеобщему веселью с плясками, которые особенно сопровождали последний день Широкой Масленицы; оная обязательно заканчивалась радостным сжиганием набитых соломой и имевшихся в большом числе чучел Зимы.

Уместно пояснить: Масленичная неделя делится на две части – на Узкую и Широкую Масленицу.

В первые три дня – в «Узкую Масленицу» – казаки ещё занимались хозяйственными работами, а с четверга работать запрещалось (кроме кормления скота и ухода за ним), начиналась «Широкая Масленица».


ИМЕННО на Широкую Масленицу, и чаще всего в воскресенье, казаки устраивали скачки на выявление самой быстрой и резвой лошади.

Такие скачки обычно собирали от 50 до 100 лошадей.

Особенно запомнилась очевидцам скачка 1805 года, в которой участвовало около 500 лучших донских скакунов. Победитель получил коня со всей сбруей, второй призёр – несколько аршин сукна и парчи, третий – сафьян, тебеньки (кожаные лопасти по бокам казачьего седла) и стремена.

В другом месте собирались охотники на скачку другого рода, в которой сильнейшая и резвая лошадь одержала победу. Трём лучшим ездокам полагались призы: первому – конь со всею сбруею или большая серебряная кружка; второму – несколько аршин алаго сукна и парча; третьему – тибеньки, стремена и сафьян.

Дети заводили свои скачки по улицам.


ЛЮБИМЫМ развлечением на Масленицу у мужских групп на Дону были кулачные бои.

Разделение на возрастные группы было важнейшим принципом в организации кулачных боев. Выделялись следующие страты: дети 5-6 лет, подростки, казаки приготовительного разряда, служилые казаки (неженатые и семейные) и старики.

В ходе кулачного боя чётко разделялись функции членов каждой страты. Дети 5-6 лет и подростки выполняли функции «затравщиков». После того, как участники боя выстраивались в позиции «стенка – на стенку», вперёд, в свободное пространство между линиями, выходили мальчишки и для «затравки» выкрикивали в адрес противоположной партии «обидные слова». В ход шли станичные клички, а в боях обменивались прозвищами.

Следующими в схватку вступали подростки. Они набегали друг на друга верхом на палках, вооружённые прутьями с криками «ура!». Своими действиями они имитировали «взрослый бой», но полноправными участниками обряда не признавались.

После затравщиков на линию противостояния выходил «лидер-боец» – представитель взрослых казаков. Криком «Зачинать! Дай бойца!» он вызывал на индивидуальный бой бойца с противоположной стороны.


ПОСЛЕ короткой схватки «лидеров» в бой включалась «стенка».

При этом также соблюдалась очередность: сначала бились «малолетки» – казаки приготовительного разряда (юноши от 17-18 до 21 года, готовившиеся к службе, иногда уже принявшие присягу), вслед за малолетками в бой вступали служилые казаки.

Получить синяк, потерять зуб и обрести «распухшухшую сопатку» не считалось зазорным.


МЕЖДУ ТЕМ, бывало, что на всеобщую потеху женатые бились с холостыми. Для различия одни надевали сапоги, а другие имели лёгкую обувку – чирики (см. иллюстрацию на самом верху).

Казаки в отставке присоединялись к служилым станичникам по желанию: «выходили побаловаться, силой и удалью похвастать».

Каждая партия выбирала из числа опытных бойцов своего «атамана», он расставлял бойцов в позиции и «следил, куда во время боя нужно помощь послать».

Функции стариков заключались в судействе: они следили за соблюдением правил боя, в случае необходимости останавливали его, наказывали виновных, награждали победителей.

Нередко, впрочем, особенно на Широкую Масленицу, старики также подключались к схватке на заключительных её этапах. Женщины и дети были неизменными зрителями. Причём за женщинами закреплялась обязанность «оттаскивать в сторону раненых».


  • … По неписаному правилу, на Широкую Масленицу в Новочеркасске с ранней зари и до полуночи производилась беспрерывная пальба из ружей и пистолетов.

Подготовил Кирилл ЛОГВИН (СДКВ).