Казаки Лейб-гвардии Атаманского полка в Африке
Мало кто знает: в конце 19 века казаки сопровождали важную для России дипломатическую миссию посла генерала П.М.Власова в Эфиопию (Абиссинию).
В декабре 1897 года император Николай II повелел Петру Михайловичу Власову отбыть на Восток Африки ко двору императора Абиссинии Менелика II. К охране своего каравана уроженец Дона привлёк надёжного земляка-казака, сотника Петра Краснова – впоследствии генерала от кавалерии, атамана Войска Донского, эмигранта.
ВО ВРЕМЯ миссии литературно одарённый офицер Лейб-гвардии Атаманского полка Пётр Николаевич Краснов вёл дневники. Они были изданы в 1889 году отдельной книгой под названием «Казаки в Африке». Её тираж составил всего лишь … 30 экземпляров. Куда они разошлись, сейчас не ведомо, но известно, что один раритет хранится в Новочеркасском музее истории донского казачества.
При всём при этом мемуары Петра Краснова были доступны для его современников, поскольку были широко переизданы в 1900 году; правда, под другим наименованием – «Казаки в Абиссинии».
Последнее название носят и все последующие, в том числе современные перевыпуски.
КСТАТИ! Похоже, в рекламно-сбытовых целях автором означенной книги сейчас зачастую значится просто «атаман Краснов», без указания имени; хотя атаманом в свои 28 лет начальник конвоя дипломатической миссии в Аддис-Абебу (Абиссинию-Эфиопию) не был.
В принципе, это не столь уж и важно, поскольку суть остаётся прежней: мемуары П.Н.Краснова – это красочное и подробное описание сложнейшего и опасного перехода на верблюдах и мулах по сомалийской пустыне и Данакильским горам, рассказ о быте местных племен и дворе императора Менелика.
При этом сам Краснов в «Предисловии» подчеркивал, что его книга – не научные исследования, «мой дневник – моментальная фотография глаз моих». Суть же мемуаров сводилась к простой мысли: из-за зноя, безводья, происков иностранных агентов переход казаков по африканским пустыням «был равносилен подвигу».
ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, что к месту назначения дипломатический караван добирался почти полгода, а обратный путь из Аддис-Абебы в Санкт-Петербург, с секретным пакетом для Николая II, сотник Краснов преодолел всего за … 11 дней!
За это, а также за обеспечение успешной экспедиции генерала-дипломата П.М.Власова на Восток Африки, Николай II жаловал Краснову орден Станислава 2-й степени и ходатайствовал о произведении его в очередной казачий чин подъесаула. Помимо того, император Менелик II наградил Краснова офицерским крестом «Эфиопской звезды» 3-й степени.
Столь высокая оценка не случайна. И вот почему.
В КОНЦЕ XIX века Абиссиния-Эфиопия оставалась единственным крупным независимым государством Африки. В борьбе за целостность она опиралась на Россию, которая покровительствовала этой христианской стране и помогла одержать победу в войне с Италией – 26 октября 1896 года (125 лет назад!) в Аддис-Абебе был подписан договор, по которому Рим признал независимость Абиссинии.
Но всё складывалось непросто: на рубеже двух веков за влияние над Востоком Африки шло соперничество Англии, Италии, Германии и Франции. Николай II не считал возможным оставаться в стороне…
ВПОЛНЕ естественно, что донские и другие казаки Лейб-гвардии Атаманского полка, прибывшие в Аддис-Абебу вместе с генералом П.М.Власовым, остались на долгое время при русской миссии в Эфиопии.
Охранную службу несли, к примеру, уральцы Сидоров и Изюмников. Уроженец станицы Усть-Хопёрской Иван Быков вскоре стал военным инструктором гвардейцев абиссинского императора. Его земляк Пётр Власов ещё более преуспел – получил полномочия главного советника темнокожего самодержца Менелика II.
«Фактически, – считает волгоградский историк Николай Бичехвост, – нашим казакам удалось помочь императорской власти предотвратить гражданскую междоусобицу, которую поддерживали французы и англичане. Во многом из-за помощи русских христианская страна на Востоке Африки не распалась».
Как уже сказано, «африканская одиссея» Петра Николаевича Краснова и других казаков нашла отражение в его мемуарах, которые ныне общедоступны, в том числе через интернет, а исторические издания «Казаки в Африке» (1889) и «Казаки в Абиссинии» (1900) можно лицезреть в Новочеркасском музее истории донского казачества.
В этом музее есть и другие экспонаты, связанные с Абиссинией конца 19-го – начала 20-го века и геройским казачеством. К примеру…
СЛУЖИВШИЙ в русской миссии уроженец хопёрской станицы Михайловской А.П.Сучков был награждён за усердие большой золотой «Эфиопской медалью». В 1908 году он вернулся в Россию, привезя на память о службе в Абиссинии два метательных копья и щит из бегемотовой кожи. Известно, что в 1913 году Сучков жил в С.-Петербурге, откуда и прислал копья и щит в дар новочеркасскому Донскому музею. Дальнейший жизненный след казака затерялся.
В любом случае, спасибо ему (и Царствие Небесное). Особенно с учётом того, что в Старочеркасском музее-заповеднике в конце октября 2021 года открылась выставка из фондов Новочеркасского музея истории донского казачества «Оружие разных стран и континентов». На ней представлены означенные выше метательные копья и щит, а также другие «трофеи» казаков – интереснейшие образцы оружия из Персии, Индонезии, Китая и иных мест.
Подготовил Кирилл ЛОГВИН (СДКВ).
Фото, полезные источники: http://www.novochmuseum.ru, https://vlg.aif.ru Автор репродукции – художник Григорий Седов.