Он был не согласен с самим Карамзиным!




ЮБИЛЕЙ. 160 лет со дня рождения исследователя истории донского казачества Евграфа Петровича Савельева. При советской власти его книг не издавали…


Какое там книги, если Евграф Петрович Савельев (1860 – 1930, по др. данным 1927) вообще не был обозначен в Советском энциклопедическом словаре (Москва, 1979)!


Правда, и его «оппоненту», «русскому писателю, историку» Николаю Михайловичу Карамзину (1766 – 1826), не особо повезло: только и сказано в историческом плане, что его «основное сочинение – «История государства Российского» (т. 1 – 12)».

Это сейчас в Википедии написано: «Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам А. С. Пушкина,.. древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».

Евграф Петрович в той же Википедии лавров не снискал, а сделанный в его сторону реверанс повергает в серьёзные раздумья: «Сочинения Савельева по истории казачества имеют огромную популярность, но, несмотря на это, его представления об истории характеризуются В.Шнирельманом как «донаучные»».

Кто не знает, Виктор Шнирельман – это доктор исторических наук, лауреат премии Егора Гайдара за 2012 год в номинации: «За выдающийся вклад в области истории». Про «донаучные» представления Евграфа Савельева можно прочитать вот здесь: В. Шнирельман. Мифы современного расизма. // Солнечное сплетение. Иерусалим, 2004. № 26-27.

Смею предположить, что г-н Шнирельман далёк от казачества.


А «исследования Савельева о происхождении казаков и об их месте в истории русского народа не имеют себе равных, ибо это не только изучение трудов древних историков – это так же и повествование очевидца многих событий. Он сообщает такие подробности об обычаях и преданиях донских казаков начала прошлого века, которые современному читателю будет трудно найти в других источниках» (www.passion-don.org).


Если же вернуться к Н.М.Карамзину, то следует сказать, Е.П.Савельев относился к его трудам отрицательно – в силу того, что воспринимал «энциклопедиста» как «популяризатора истории». Собственно говоря, он был не так уж далёк от истины, если судить по тому, что написано всё в той же Википедии: «… Карамзин выступал больше как писатель, чем историк – описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий».

Савельев, что называется, «копал глубже», сузив предмет своих исследований до казачества, и обращаясь при этом к древним источникам по скифам, сарматам и хазарам.




  • Вот чего Савельев категорически не мог принять, так это вольных версий Н.М.Карамзина, а также  В.О.Ключевского и других представителей «академической исторической науки» о том, что  казачество произошло от гулящего, бездомного люда и преступников, бежавших на Дон из разных областей Московского и Литовско-Польского государств.




А кем, собственно говоря, был Евграф Савельев? На эту тему богатый материал собран в Новочеркасском Музее истории донского казачества, который был открыт, кстати, в канун 39-й годовщины со дня рождения Евграфа Степановича – в декабре 1899-го (см. подробности www.novochmuseum.ru).



В этом доме в 1860-м году родился Е.П.Савельев. На его пороге в 1918 году был расстрелян отец  Евграфа Петровича, старый полковник.


Оказывается, Евграф Петрович Савельев родился на Дону, в станице Константиновской, в семье дворян Войска Донского. Окончил Новочеркасскую учительскую семинарию. На протяжении пятнадцати лет служил приходским учителем, после чего перешёл на чиновничью должность делопроизводителя в Областное правление Войска Донского, где проработал ещё 16 лет.

Его статьи и очерки по истории донского края публиковались вначале в газете «Донские областные ведомости». Однако, когда вышли в свет два «Донских литературных сборника», в которых он критиковал тогдашнюю действительность, против него было возбуждено уголовное дело. Он практически лишился возможности публиковаться.

Спасением стало новое периодическое издание – журнал «Голос казачества». Тут в разделе «К истории казачества» Савельев публиковал фрагменты своей будущей книги «История казачества» (три тома вышли в Новочеркасске в 1915-1918 гг.).

Наряду с выводами об исключительной роли и казачества в истории человечества, Евграф Степанович обосновывал в «Истории…» исконные права казаков на донские земли, утверждал, что династия Романовых, а вместе с ней и вся Россия, обязаны своим благополучием именно казачеству.


  • Заместитель директора по научной работе Новочеркасского Музея донского казачества Евгения Валерьевна Ситливая проинформировала, что у них к 160-летию со дня рождения на всеобщее обозрение выставили прижизненные издания «Истории казачества», «Очерки истории торговли на Дону», «Атаман М.И.Платов и основание Новочеркасска», «Типы донских казаков и особенности их говора» и др. В музее также хранятся экземпляры «Голоса казачества».

Михаил ЛОЩИНИН (специально для сайта СДКВ).

г.Ростов-на-Дону.