Казачий духовник, лауреат «Золотого фонда»




ПОЗДРАВЛЯЕМ! 18 октября исполняется 75 лет со дня рождения протоиерея Петра Захаровича Петрова, который четверть века окормлял в Воронеже казаков.



Митрофорному протоиерею П.З.ПЕТРОВУ,

почётному настоятелю Никольского храма г.Воронежа, заслуженному ветерану-духовнику СДКВ, лауреату премии «Золотой фонд Воронежской области» (номинация «Духовное служение», 2008).


Многоуважаемый отец Пётр!

Дорогой наш наставник, друг и собрат по возрождению казачества!

Сердечно поздравляю Вас с благословенным 75-летием со дня рождения.

Знаю, что с 1968 по 2016 год, то есть 48 лет, Вы несли служение у престола Божия.

Помню, как в 1990-х годы Вы по поручению епископа стали окормлять Воронежское казачье землячество. Уверен, Вы бы делали это со всей душой и пастырской мудростью и по сей день, если бы не инсульт, который случился четыре года назад.


В любом случае, Вы четверть века непревзойдённо разделяли все радости и горести возрождения казачества в нашем северо-донском крае. Благодаря Вашим праведным трудам, сотни станичников нашли путь к Богу и Храму, а такое дорогого стоит и не подлежит забвению.

Я рад, что Вы и по сей день интересуетесь по телефону и интернету делами казаков Придонья и сожалею о том, что пандемия по коронавирусу не позволяет мне направить к Вам делегацию нашего Войска, чтобы поздравить Вас с юбилеем, что называется, на дому.

Спасибо Вам за всё! Мы Вас помним, душевно чтим и желаем крепости душевных и телесных сил.

Да хранит Вас Господь в здравии и благоденствии на многая и благая лета!


В.В.ГАЛУШКИН, атаман Северо-Донского казачьего войска, член рабочей группы Совета при Президенте РФ по делам казачества в Воронежской области. 

18 октября 2020 года, Воронеж.








ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ войскового атамана





Казачий полковник Виктор Васильевич ГАЛУШКИН:


– Прежде, чем предаться воспоминания и рассказу об отце Петре, хочу сказать: по идее, наше 30-летнее знакомство позволяет мне написать о нём солидную книгу, только не тому я в жизни обучался…


Но и то, что сходу приходит на память, тоже замечательно характеризует нашего войскового ветерана-священника как беспримерного духовника и замечательного человека.

При этом хочу подчеркнуть: протоиерей Пётр Захарович Петров не по должности, а по глубокому убеждению «ограждал» наших станичников от превратного понимания ими казачьих традиций – от так называемой «фольклорно-народной жизни», происходящей в отрыве от православной Христовой веры.

Именно в этом он видел свою главную задачу как духовного окормителя северо-донских казаков.

Случаев же всяких, характеризующих батюшку, было предостаточно.






  • … Происходило это, если я не ошибаюсь, в 1997 году. На одном из массовых мероприятий милицейский чин выразительно посмотрел на меня и спросил у отца Петра:

– Мне кажется, что вы, батюшка, больше уважаете казаков, а не нас, «стражей порядка». Это потому, наверное, что у них вон какие лампасы широченные, не то, что у нас?

Не в лампасах дело, – последовал моментальный ответ, – иные и милицейскими генералами становятся, но на них креста нательного никогда не было, нет и не будет. А атаман, я знаю, с ним ни при каких обстоятельствах не расстанется. Он и креститься-молиться знает как, и согрешить перед Господом не желает. Запомните, уважаемый, именно через это я к казакам и отношусь с великим почтением.

Чин тихонечко отошёл в сторонку.








  • Отец Пётр всегда был лёгок на подъём, мог в любую станицу поехать на установку Поклонного креста и т.д. А в 2004 году мы вместе отправились аж в Омск, на Большой круг Союза казаков России.

Длительная дорога располагала к общению. И как же мы оба обрадовались, когда выяснилось, что служили в ТуркВО! Правда, я был офицером-вертолётчиком, а он сержантом-стройбатовцем.

– Значит, не раз жизнью рисковали, – сделал неожиданный вывод Пётр Захарович. – У нас ведь так говорили: «Кто прошёл стройбат, тому и чёрт не рад». – И перекрестился.





  • Батюшка и реально рисковал жизнью – он 4 раза был в Чечне, куда ездил с воронежскими «силовиками».

Вот про этот характерный эпизод он сам рассказывал.

«Во второй раз моего посещения Чечни был такой случай. Когда мы приехали на автобусе в Моздок, то нас встречали на трёх УАЗиках ребята из ФСБ. Номера чеченские на машинах. Мне предлагают надеть бронежилет. Я категорически отказался. При этом сказал: «Мой бронежилет – вот этот иерейский крест. Если он меня не защитит, то и бронежилет не сохранит». Минут 20 спорили. Я настоял на своём».

От знакомых же парней из воронежского РУБОПа слышал, что отец Пётр был для них «защитным талисманом». Ему безгранично верили. Однажды попросили освятить крытый тентом «Урал». Он безотлагательно сделал это. Ребята уехали на «зачистку». Под машиной боевики подорвали фугас. Причём, под передней подвеской. Мотор в одну сторону, кабина в другую. Ранения были, но все остались целы. Вот так «сработало» «петровское освящение».






  • Хотите верьте, хотите нет, но отец Пётр вообще был сильным «молитвенником» в годы нашего окормления. Приведу такой пример.

Мы, казаки, протестовали против строительства торгового центра в одном из исторических скверов Воронежа. Установили даже охранный Крест, его батюшка освятил, как и полагается. Но дельцы-«авторитеты» двинули технику. Экскаваторщик попытался копать землю под котлован, однако у него ничего не получалось то мотор глох, то что-то с ковшом случалось. На том тогда всё и кончилось…

Доводилось слышать, что такую большую молитвенную силу Пётр Захарович унаследовал от своего родителя, который тоже был священником. Знаю, что отец Захарий прошёл через сталинские лагеря, но не сломался. Он переехал семьёй, в которой Пётр был последним, десятым ребёнком в семье, из Белоруссии в Черноземье, примерно служил в Воронежско-Липецкой епархии…








  • Сам отец Пётр в 1968 году был рукоположен в сан диакона и «направлен к Успенскому храму» города Усмани Липецкой области.

По-моему, в году 1974-м он стал священником и назначен настоятелем большого храма в воронежском райцентре Анна. В дальнейшей службе у него было ещё не менее четырёх храмов, а это – переезды, переезды… Хорошо, что жена Валентина – понятливая женщина, а четверо дочек – послушные (зовут их, между прочим, «по-христиански» – Надежда, Вера, Любовь и Мария).

Священническая служба вообще схожа с военной. Я даже пошутил как-то на этот счёт: дескать, «только званий вам, батюшкам не дают». А отец Пётр рассмеялся в ответ: «Погодь! Ежели судить по старинному Табелю о рангах, то я уже полковник! А кое-кто хоть и казачий полковник, но с военной службы ушёл в запас лишь подполковником!». Это он меня имел в виду. Вроде как шутил, а верно ведь сказал.

Сметливый ум и умение обернуть всё в назидательную шутку – это особенность отца Петра, которая позволяла ему выйти достойно даже из щекотливой ситуации. К примеру, на одной из встреч с «передовой советской молодёжью» девушка задала вопрос: «Батюшка! Вот я работаю секретарем комсомольской организации. Буду ли я в аду?». Наступила тишина. Все в ожидании…

И вот меня Господь вразумляет, – рассказывал мне отец Пётр, – и я ей отвечаю: «Доченька! Обязательно там будешь, если плохо работаешь». Тут зал как грохнет! Начался смех. Аплодисменты. В общем, я ответил так, как они хотели услышать.

При этом священник был замечательным духовником, он если и давал советы, то ненавязчиво и степенно, ему действительно хотелось верить.








  • Я не знал, что значит «митрофорный протоиерей». Спросил у отца Петра, ведь его именуют так. Тот рассмеялся:

– Ты же Галушкин? Макитру когда-нибудь видел? В неё можно даже галушки с варениками откинуть. А митра – это наподобие, только на голову надевают. А если серьёзно, то митра является патриаршей наградой за безупречное служение и особые заслуги, на ней имеются маленькие иконы. В свою очередь, протоиереей – это титул, который тоже расценивается как поощрение.

В общем, стало ясно, что митрофорный протоиерей – это особо заслуженный священник.

Но оказалось, что мне следует знать ещё многое: что значат камилавка, наперсный крест с украшениями, право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни, право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»

Не буду пересказывать, как всё это «расшифровывается». Суть в том, что всё перечисленное означает виды церковных поощрений. К ним надо добавить и четыре ордена РПЦ, которых удостоен отец Пётр. Помнится, среди них есть орден самого преподобного Серафима Саровского.






  • Естественно, чтобы быть столь награждённым человеком, надо немало потрудиться.

Мне доводилось читать Приветственный адрес, с которым глава Воронежской митрополии Владыка Сергий в 2015 году обратился к протоиерею Петру Петрову по случаю его 70-летия и 30-летия служения в качестве настоятеля Никольского храма города Воронежа.

В нём сказано, что немало воронежцев под мудрым пастырским руководством отца Петра встали на Господен путь, а в стенах воскресной школы Никольского храма выросло целое поколение достойных православных христиан. Кроме того, Пётр Петров успешно проявил себя как благочинный Никольского церковного округа, руководитель «силовых» епархиальных отделов, помощник Правящего Архиерея по работе с органами власти, член Епархиального совета…

При его содействии и участии построено много церквей и новый корпус Духовной семинарии.

А нам, казакам, никогда не забыть, какое гостеприимство и духовное наставничество выказывал отец Пётр в качестве окормителя нашего общественного формирования! Происходило это, по большей части, при Никольском храме.

Между тем, не все знают про то, что в 1990 году с южной стороны Никольского храма вообще был пустырь-косогор. А лет через 5 на нём вырос замечательный крестильный храм во имя Толгской иконы Божией Матери с административно-хозяйственным блоком и местом для проведения различных мероприятий. Именно тут проходили наши сборы, верстание в казаки и т.д., мы участвовали также в Крестных ходах, литургиях… То есть, шло реальное возрождение казачества.








  • Про церковные награды и общественное признание заслуг отца Петра в статусе лауреата региональной премии «Золотой фонд Воронежской области» уже сказано выше.

Вполне естественно, что за четверть века окормления казачества, войсковой священник был неоднократно отмечен наградами Союза казаков России, нашего общественного формирования, в том числе медалью «Алексий, человек Божий», медалями имени донских атаманов Платова и Некрасова… В свою очередь, его награждали военные, правоохранительные, исправительные и другие ведомства, с которыми он тоже тесно взаимодействовал.

Вспоминается такой случай. Вручаю я одну из медалей, а отец Пётр тихонько шутит:

С таким иконостасом меня бы ни одна пуля в Чечне не взяла – бронежилет вовсе и не понадобился.

Так-то оно так, только помимо боевиков, «нехорошие люди» встречаются.

В марте 2007 года на отца Петра было совершено нападение возле Никольского храма. Некий молодой человек ударил его ножом в область шеи со словами: «А за сатану ответишь!». Батюшка выбил нож, а сатанист убежал (его изловили позже). Служители храма вызвали машину скорой помощи.

– Я потерял много крови, – рассказывал потом отец Пётр. – В областной больнице меня прооперировали. Врач сказал, что я счастливчик: нож не задел сонную артерию, а прошёл рядом. Хотя глубина раны была 8 сантиметров. Чудо! А между тем, на моей майке кровь запеклась в виде … креста. Так мне пришлось самому испытать страдания за Господа нашего Иисуса Христа…






  • Как говорится, на всё воля Божья. Знаю, что многое отец Пётр претерпел в годы «тихого» брежневского безбожия, когда процветали доносы, наветы и несусветное чванство уполномоченного по делам религии то ли при обкоме КПСС, то ли при облисполкоме, то ли ещё при ком-то.

Однажды даже сам архипастырь вмешался – году эдак в 1977-м самолично позвонил в Москву, в Совет по делам религий и рассказал, что уполномоченный вмешивается в церковные дела, притесняет иерея Петрова. В тот же день дуремару-притеснителю дали понять, что он излишне усердствует, а иначе дальнейшая церковная служба «слишком душевного и не в меру инициативного батюшки» сложилась бы печально, вплоть до «изгнания».

Словом, в жизни было всё – и горести, и радости. И что особо примечательно: отец Петр счастлив тем, что обошёл с посохом паломника множество святых мест России, что «по милости Божией» дважды посетил святой град Иерусалим, взбирался на легендарную гору Афон, а в 2008 году вместе  с супругой принял таинство Причастия в храме Воскресению у Гроба Господня.

О этом он сам казакам нашим периодически рассказывал, и неизменно призывал к терпению и почитанию Господа.

Отец Пётр был полон созидательных планов, когда в 2015 году стал ещё и настоятелем строящегося Воронежского Сергиевского храма на набережной Массалитинова. Инсульт, случившийся в декабре 2016-го, как бы замедлил течение времени, но не прервал жизнь и земные радости.

Согласитесь, это «просто бальзам на душу»: недавно был светлый праздник Покрова Пресвятой Богородицы; именно в такой день отец Пётр и его зять протоиерей Владимир Рубан были рукоположены в сан диакона. Правда, Пётр Захарович стал им 52 год назад, а отец Владимир – 23 года назад.





  • Собственно говоря, наш войсковой священник все годы являл собой достойный для других мирян пример и воплощал в жизнь завет одного из отцов христианской Церкви, Иоанна Златоуста: «Кто Бога назвал Отцом, и Отцом общим, тот необходимо должен так жить, чтобы не оказаться недостойным сего благородства и показывать ревность, равную дару»…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *