Как Франция «не была стёрта с карты Европы»




В 1916 – 1918 годах Францию защищал Русский экспедиционный корпус. Краеведам известно: в нём храбро воевал солдат П.Т.Мирошниченко из г.Азова.


Уроженцу Нижнего Дона и большому любителю лошадей Петру Трифоновичу Мирошниченко (1880-1937) явно бы понравился памятник, установленный в Париже в 2011 году. Но сегодня и сам монумент, и русские люди не особо в чести у французов. И как же это горько и несправедливо!..


Между прочим, означенный памятник (см. фото вверху) размещён неподалёку от моста, который перекинут через Сену. Тот был заложен в ознаменование «нерушимого Франко-русского союза» российской стороной в октябре 1896-го, построен за четыре года и назван затем Александровским – в честь императора Александра III.


Монумент же 2011 года официально называется «Мемориалом памяти воинов Русского экспедиционного корпуса, сражавшихся на полях Франции в 1916 – 1918 годах». Что он представляет собой?

На постаменте – бронзовый унтер-офицер, одетый в военную форму Русской армии. У него на гимнастёрке – Георгиевские кресты и французские медали. В правой руке – французская каска с российским двуглавым орлом, какие носили русские союзники французов; его левая рука лежит на эфесе шашки. Рядом – конь, приведённый на водопой.

По замыслу скульптора – Заслуженного художника РФ Владимира Суровцева, композиция должна была подчеркивать мечту россиян о мире, возвращении «к родным берёзкам и родникам», память о погибших однополчанах.

*


Воспоминания означенного выше «русского экспедиционщика», то есть воевавшего во Франции участника 1-й Мировой войны П.Т.Мирошниченко, записал, а затем в 1978 году передал в Азовский музей-заповедник его сын Василий Петрович – известный в стране учёный, кандидат геолого-минералогических наук.


На основе письменных воспоминаний зав. отделом названного музея Г.Н.Боранова подготовила статью «На французском фронте» (см. альманах «Донской временник». Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2013. Вып. 22).

Cтатью можно прочитать полностью, если воспользоваться эл.адресом: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m2/3/art.aspx?art_id=1287

Сегодня же вниманию читателей предлагается обобщённый вариант.

*


… Отбор в Русский экспедиционный корпус Русской императорской армии, которому предстояло выполнять боевые задачи в рамках «интернациональной помощи и обмена войсками между союзниками по Антанте», производился строго: требовались крепкое телосложение, православное вероисповедание, грамотность и хорошее владение оружием.

Пётр Мирошниченко, ко всему прочему, сгодился в запевалы – он служил с 1915 года, знал много строевых песен, в том числе старинных казачьих.

1-я бригада и 2-й полк, в состав которого как раз и вошёл рядовой Мирошниченко, в начале февраля 1916-го отправились в вагонах-теплушках по маршруту: Москвы – Иркутск – Харбин – Далянь (порт Дальний).





На французском морском транспорте экспедиция Русской императорской армии плыла затем семь недель – через Жёлтое, Красное и другие «моря-океаны», через Суэцкий канал…

«20 апреля прибыли к месту высадки, в Марсель. Появление союзных российских войск произвело большое впечатление на французов», – вспоминал впоследствии П.Т.Мирошниченко.





Кстати, в августе 1916 года во Францию прибыла также 3-я бригада экспедиционного корпуса, отправленная из Архангельска «с меньшими предосторожностями» и более коротким северным водным путём (2-й и 4-й корпуса воевали в Македонии с июля и октября 1916-го).


Сохранились кадры кинохроники, запечатлевшие парад в Париже 14 июля 1916 года – в день национального праздника Франции. Вместе с англичанами, шотландцами и бельгийцами по Елисейским полям, по площади Согласия и Большим бульварам прошла и колонна 1-й бригады.

А фоторепортёр Альбер Моро заснял непосредственно солдат 2-го полка, которые следовали маршем перед президентской трибуной у Большого Дворца. Между прочим, после парада «дорогие союзники с большим интересом посмотрели театральную постановку» в «Гранд-Опера».




*


Личный состав 1-й бригады совместно с французскими и британскими войсками защищал регион Шампань – Арденны. При этом бригада была введена в состав 17-го корпуса 4-й французской армии. В конце июня она заняла окопы на участке Оберив – Помпель.


Ожесточённая схватка с «хорошо вооружённым и многочисленным неприятелем» произошла в сентябре под Реймсом, когда за 12 часов удалось отбить пять сильнейших немецких атак. На гимнастёрках у российских воинов, которые являлись уроженцами Москвы, Самары, Казани, Азова и других городов, появились первые французские боевые награды.


А первый обелиск своим соотечественникам экспедиционный корпус установил в Мурмелоне, на одном из 500 с лишним русских кладбищ во Франции; это было осенью 1916 года, после сражения при Марне. Впоследствии в Мурмелоне «французская сторона» установила свои памятные знаки. Общее же число захороненных здесь русских воинов перевалило 900.




*


Исторической заслугой Русского экспедиционного корпус считается не только то, что он не допустил прорыва немецких дивизий под Реймсом, в направлении Парижа.

Российские части героически участвовали в многочисленных схватках при Вердене. Так называемая «Верденская мясорубка» вошла в историю как хрестоматийный пример самой кровопролитной и затяжной войны «на истощение».


Вообще же, вот что написал в своих мемуарах Фердинанд Фош – начальник Генерального штаба, а затем и Верховный главнокомандующим союзными войсками во Франции:


«Если Франция и не была стёрта с карты Европы, то в первую очередь благодаря мужеству и стойкости русских солдат».


В этих словах – глубокое уважение к России и русской армии, к русскому народу и таким солдатам, как Пётр Мирошниченко. За свой героизм он получил не только награды, но и повышение в звании.

*


… В ходе апрельского 1917 года наступления на Западном фронте 1-я и 3-я бригады понесли большие потери убитыми и ранеными: 5183 солдата и офицера. Они не раз подвергались газовым атакам.




Уцелевшие «экспедиционщики» были отведены на отдых в военный лагерь Ла-Куртин близ города Лиможа на юго-западе Франции, где их объединили в 1-ю особую пехотную дивизию.

А до того, кстати, французское командование пожаловало медали солдатам и офицерам, а также Наградные кресты с пальмовой ветвью как 1-ой бригаде (на знамёна 1-го и 2-го полков), так и бригаде 3-ей (на знамёна 5-го и 6-го полков).





Однако, в сентябре 1917 года, под влиянием неудач на Западном фронте и революционных событий в России, в лагере Ла-Куртин произошёл солдатский мятеж, который был жестоко подавлен.


110 зачинщиков, в числе которых состоял и ефрейтор П.Т.Мирошниченко, приговорили к смертной казни, но вскоре её заменили каторжными работами на каменоломнях. Вместе с несколькими солдатами, в том числе с земляком из Таганрога, Пётр бежал с каторги в Швейцарию.

«Переход через заснеженные Альпы был трудным… Горы хотя и пленяли своей красотой, а тяга к родине и любимому Тихому Дону в разы превышала чужие красоты и придавала сил», – вспоминал потом Пётр Трифонович, добравшийся со своим таганрогским собратом до Петрограда, а затем и на малую родину.


Между тем, в 1-ой особой пехотной дивизии один батальон (около 300 человек) изъявил желание «сражаться за Францию», 5000 предпочли фронт работе на гражданских предприятиях, и около 1500 «неблагонадёжных русских» были отправлены на «каторжную службу в Африку»…

*


По идее, былую излишнюю жёсткость и даже жестокость властей Французской Республики должна была сгладить установка в городе Курси (департамент Марна) очередного памятника «героическому 20-тысячному Русскому экспедиционному корпусу во Франции» – его Торжественное открытие состоялось 26.04.2015.

Бронзовая скульптура, расположенная на месте кровопролитных сражений против германских оккупантов весной 1917 года, изображает русского солдата, который на правой руке держит прижавшуюся к нему французскую девочку, а в левой сжимает плюшевого медвежонка. Автор памятника – скульптор Александр Таратынов.





Опять-таки возникает вопрос: а как бы отнёсся сейчас ко всему этому Пётр Мирошниченко?

Особенно с учётом того, что русские великодушно простили Наполеону 1812 год и сожжённую Москву, защищали и освобождали Францию от германских оккупантов, а сейчас правящие верхи 5-й Республики привычно ратуют за национальный девиз «Свобода, равенство, братство», но при этом занимают предельно русофобскую позицию по отношению к РФ; простое же население попросту сбыто с толку «властителями дум французов простодушных»…


Подготовил Кирилл ЛОГВИН (СДКВ), студент Воронежского государственного технического университета (Политех).

Иллюстрации: https://yandex.ru/images/search.