«Гляди шашку, а не зазубринки на ней!»




Заметки по поводу. СМИ сообщили: эксперты казачьего Совета при Президенте РФ озаботились изданием учебника по истории казачества для «профильных» учреждений.


Иван Александрович ЧЕРЕМИСИН, атаман ст. Таловской Хопёрского полкового казачьего округа СДКВ (Воронежская обл.):


  • – Внимательно прочитал информационные сообщения о недавнем заседании рабочей группы постоянной комиссии по научно-исследовательской работе Совета при Президенте РФ по делам казачества. На заседании речь шла о концепции преподавания истории российского казачества, об учебнике и преподавательских кадрах.

Мой интерес к материалам означенного заседания не в последнюю очередь продиктован тем, что наша станица регулярно «пополняет учебный контингент» Верхнемамонского казачьего кадетского корпуса, который носит имя славного донского атамана Матвея Платова.

Разумеется, я интересуюсь делами наших «посланцев», бываю у кадетов, даже участвовал в ремонте учебных помещений и награждён памятным знаком в честь 10-летнего юбилея корпуса.  Он имеет статус Казённого общеобразовательного учреждения Воронежской области и расположен, к слову, в сельской глубинке – в придонской Гороховке Верхнемамонского района.

По своей сути, это специализированный интернат с казачьим уклоном. Понятное дело, история казачества является как бы дополнительным предметом. Но, как рассказывает старший воспитатель Сергей Витальевич Подолянский, он вызывает у ребят живой интерес, однако порождает много вопросов, связанных со спецификой казаков-донцов, ведь преподаваемый материал основан, в основном, на краеведческих исследованиях.

Так что, согласен с экспертом Совета при Президенте РФ по делам казачества, руководителем лаборатории казачества Южного научного центра РАН Андреем Венковым: большое значение имеет не только научная основа при изучении и преподавании истории российского казачества, но и опора на всеобщие военно-патриотические ценности и региональную специфику.

Естественно, нужны соответствующие учебники с общей основой и конкретной территориальной привязкой к истории российского казачества (донского, кубанского, терского, черноморского, волжского, оренбургского, сибирского, енисейского, иркутского, забайкальского и др.).

Но, вообще-то, нам негоже страдать «квасным патриотизмом». В связи с этим важна сама концепция нового учебника по истории казачества, который был бы понятен и интересен для кадетов, а также для учащихся школьных казачьих классов и студентов «профильных» вузов.

По поводу концепции всё на том же заседании рабочей группы президентского Совета выступил врио ректора Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г.Разумовского Сергей Чеботарев. На первый взгляд, трудно возразить против того, что сказал сей «учёный муж»:

– Красной нитью в главах учебника должна пройти мысль о том, что казачество, прежде всего, – это служение семье, государству и православной вере. Это объединяет всех казаков, независимо от территории их проживания.

Тем не менее, важно знать: что именно вкладывается в понятие «служение государству»? Не будет ли сделан уклон на реестровое казачество и стоящие перед ним задачи по госслужбе? Эти вопросы возникли у меня после того, как прочитал:  


 – Концепция преподавания истории российского казачества в образовательных организациях будет разработана комиссией по научно-исследовательской работе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества совместно с Минпросвещения РФ и Всероссийским казачьим обществом. Нужно также обеспечить подготовку педагогических кадров, способных реализовать эту концепцию.


Мне кажется, зря общественных (этнических) казаков оставляют в стороне.

Конечно же, не с них (то есть, не с нас) спросится за реализацию Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 годы, которая утверждена указом Президента РФ от 9 августа 2020 года № 505.

Не секрет и то, что среди казаков, к сожалению, нет единства и сплочённости, а на историю российского казачества существуют противоположные взгляды. И всё же, как иначе удастся решить двуединую задачу, по поводу которой рассуждал на заседании чиновник и явно не казак – директор Департамента государственной молодёжной политики Минобрнауки России Денис Аширов:

– Во-первых, необходимо выработать единую концепцию преподавания казачьей истории, во-вторых, обеспечить подготовку таких педагогических кадров, которые реализуют образовательные программы с использованием исторических или традиционных ценностей российского казачества.

Кстати, обратите внимание, как «интересно» выразился г-н Аширов: «… с использованием исторических или традиционных ценностей российского казачества». Почему «или», а не «и»? Или я чего-то не понимаю?




А самое главное, более всего меня волнует вопрос: кем будет обозначено казачество в концепции преподавания казачьей истории и в соответствующем учебнике (учебниках, если они, всё-таки, будут подготовлены с региональным уклоном и соответствующими дополнениями-приложениями)?




Как известно, поддерживаемое государством реестровое казачество построено на принципах «социокультурной общности», что отражено в президентской Стратегии.

Станичники, состоящие в общественных формированиях (этнические казаки), убеждены: казачество является не «приложением к государству», а самодостаточным народом со своими национальными интересами. За это их (то есть нас) обвиняют в «оголтелом национализме». Хотя мы всего лишь боремся против исчезновения казачества и радеем за наше национальное возрождение.

Ещё есть люди, которые имеют казачьи корни, но в реестровых и общественных организациях не состоят и отдельным народом себя не считают. Иными словами, у них уже нет казачьей самоидентификации. Скорее всего, такие люди или их потомки со временем вообще утратят «родовую» связь с казачеством и станут просто русскими или представителями других народов России. Но пока что это – тоже казаки!

Ради объективности, я не хочу «взнуздывать» своего «этнического конька». Сдаётся мне, что учебник (учебники) по казачеству могут просто отражать все эти три подхода — как говорится, «без комментариев» А время всё расставит по своим местам. Не зря же донские казаки пословицу сложили, желая сути, а не суеты: гляди шашку, а не зазубринки на ней!




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *