Славная история Войска Донского: что ни война, то героизм
В главном музее Новочеркасска хранятся знамёна, свидетельствующие о доблести казаков, которое они проявили в ходе «негромких» Наполеоновских войн 1805–1807 годов.
В Новочеркасском музее истории донского казачества экскурсоводы сначала расскажут вам предысторию означенных войн, иначе будет не понятно – почему казаки сражались столь храбро, за что заслужили высочайших наград?
ТАК ВОТ, вступивший в 1801 году на российский престол император Александр I поначалу держал нейтралитет и не вмешивался в европейские дела. Он помирился с Англией, восстановил дружбу с Австрией, поддерживал хорошие отношения с Францией.
Но рост агрессивной политики Наполеона Бонапарта и его далеко идущие планы в отношении ближних и дальних стран, включая Российскую империю, вынудили Александра I вступить в 1805 году в Антифранцузскую коалицию (Австрия, Англия, Неаполитанское королевство, Россия и Швеция).
При том, что война с Францией началась 15 сентября 1805 года, Александр I уже спустя два месяца учредил «коллективные» награды – Георгиевские знамёна. В первую очередь он пожаловал их пяти полкам, участвовавшим 04.11.1805 в сражении при Шёнграбене (Австрия).
КОРОЧЕ ГОВОРЯ, донским казачьим полкам из отряда Багратиона под командованием А.Г.Сысоева и В.Е. Ханженкова были официально жалованы Георгиевские знамёна с надписью: «За подвиги при Шенграбене 4 ноября 1805 года, в сражении 5-тысячного корпуса с неприятелем, из 30 тысяч состоявшим». То есть, соотношение сил тогда определялось как «5 против 30».
К слову, впоследствии Наполеон заявил: «Русская армия 1805 года была лучшей из всех выставленных когда-либо против меня».
МЕЖДУ ТЕМ, указанные Георгиевские знамёна изготовили только к январю 1807 года, а выслали их в полки тоже с задержкой – по подписанию Высочайшей грамоты от 27.09.1807.
Полк Ханженкова к тому времени был уже распущен, и Знамя определили в канцелярию Войска Донского для хранения вместе с другими войсковыми регалиями. В свою очередь Сысоев в феврале 1807 года передал полк сыну Василию, тот и получил награду вместо отца.
К 100-ЛЕТИЮ сражения при Шёнграбене, то есть в 1905 году, были изготовлены копии с обоих Георгиевских знамён (одно из них – на снимке слева); как раз их и получил в своё собрание исторических раритетов Донской музей в Новочеркасске.
ОТДЕЛЬНО следует отметить, что в обозначенном «собрании раритетов» почётное место занимает ещё и Императорское знамя.
Его всё тот же Александр I пожаловал всему Войску Донскому в 1811 году – в память и ознаменование заслуг казачества в период Наполеоновских войн 1805-1807 годов.
Это самое Знамя (на снимке справа) не только подчеркивало роль казаков в этих войнах, но и было частью подготовки к назревавшей и разразившейся в следующем году войне 1812-1814 годов, которая более известна как «Отечественная война 1812 года по изгнанию из России войск Наполеона».
К Императорскому знамени прилагалась Высочайшая Грамота (на снимке слева).
Торжественная передача того и другого Войску Донскому состоялась в его столице — городе Новочеркасске, 23.09.1811, на Войсковом Круге.
ПОДРОБНОЕ описание торжества было напечатано в газете «Северная почта, или Новая Петербургская газета» (№79 от 04.10.1811). При этом в репортаже было сказано, что в Грамоте «…на память будущих времен изображены как труды и мужество храброго войскового атамана, генерала от кавалерии Платова, так и все славные подвиги сего Войска».
АТАМАН Матвей Иванович Платов (1753-1818) был означен не случайно. С 1806 года он (картины вверху и справа) командовал всеми казачьими полками действующей армии. Был славен лихими налётами на фланги неприятеля.
Донцы особенно отличились 27.01.1807 в сражении с французами у прусской деревни Прейсиш-Эйлау, которое занимает второе место после Бородино (07.09.1812) по числу потерь с обеих сторон.
Кстати, в Тильзите, где с 25 июня по 9 июля 1807 года проходило подписание мира между Россией и Францией, Платов познакомился с Наполеоном, который в знак признания боевых успехов атамана подарил ему драгоценную табакерку. От ордена Почётного легиона атаман при этом отказался, сказав, что «служил не Франции, а России, притом горжусь по праву: я всегда ходил в атаку под донскими штандартами».
Подготовил Кирилл ЛОГВИН (СДКВ).
Иллюстрации: http://www.novochmuseum.ru, https://yandex.ru/images.