Казачья сторона. Атаман Галушкин. Он родом с хутора Галушкин…





Продолжаем экскурсию по домашнему музею воронежского войскового атамана Виктора Васильевича Галушкина, потомка хопёрских казаков Земли Войска Донского (ныне Волгоградская область).


Сегодня мы обратим внимание на коллаж «Хутор Галушкин, ты в сердце моём!», а также на три страницы из документального издания под названием «Во тьме исчезнувшие предки» (2007).




Как можно понять из коллажа, хутор Галушкин и хутор Галушкинский это один и тот же населённый пункт. Всё зависит от углубления в историческое прошлое.

У Виктора Галушкина есть «документальная» уверенность в том, что хутор Галушкин основан 8 июня 1722 года. Но это – тема для отдельного и обстоятельного разговора. Пока же отметим: сначала хутор относился к юрту станицы Филоновской Хопёрского округа Земли Войска Донского, а с 1870 года входил в Область Войска Донского.

Хутор Галушкинский – это уже административный центр Галушкинского сельского поселения – муниципального образования в составе Новоаннинского района Волгоградской области. Поселение учреждено 21 декабря 2004 года.

При всём при этом известно, что в 1859 году население хутора Галушкин составляло 505 человек, а в хуторе Галушкинском на 1 января 2017 года проживало 867 человек.

Кстати, в быту хопёрские казаки испокон веку говорили так: «хутор Галушки» (с ударением на «и»). Так что, в принципе, это и не важно: хутор Галушкин или Галушкинский.

И вообще, как гласит пословица, «что ни казак, то с Дону».

Заметьте: река Кардаил, на которой стоят Галушки, протекает не только по Волгоградской, но и Воронежской области. По данным государственного водного реестра России, относится к Донскому бассейновому округу; водохозяйственный участок – р.Бузулук, речной подбассейн – р.Хопёр, речной бассейн – р.Дон.

Идём дальше. Поскольку текст трёх страниц из книги «Во тьме исчезнувшие предки» размещён ниже, не будем пересказывать их, оставим для самостоятельного чтения и осмысления.

Автор означенного выше сборника – Галина Фёдоровна Широкова (на снимке). Кратко представим и её.



Краевед. Филолог. Поэтесса. «Отличник народного образования». Член Международного объединения журналистов казачества. В настоящее время продолжает работу над воссозданием истории Новоаннинского района от революции до наших дней.



Всего вам доброго, «экскурсанты»! И жаль, что не у каждому из нас, рядовых казаков и атаманов, есть своя Галина Фёдоровна Широкова. Она делает всё, чтобы не было предков, которые поначалу «исчезли во тьме». Но не надо забывать и о том, что под лежачий камень, то есть под лежачего на мягком диване станичника-телеобывателя, «историческая вода-правда» течёт.

«Экскурсовод»

Николай СТАРЫХ.



Из краеведческого сборника Галины ШИРОКОВОЙ «Во тьме исчезнувшие предки»


Хутор Галушкинский Филоновской станицы


Хутор Галушкин (ский) возник в первой четверти 18-го века. Казаку Галушкину был выделен, согласно царской грамоте, огромный участок земли в пойме рек Бузулук и Кардаил, где он и обосновался. Построив имение, обзавёлся семьёй.

Старшие его сыновья, женившись, отделялись в отруба, которые располагались вдоль берега реки. Так появился хутор Галушкин, входивший в состав Филоновской станицы. Земли хутора простирались вдоль Кардаила до Панского луга, Большого Озера и нынешней фермы под горой.

При въезде в хутор, если посмотреть с горы, с правой стороны расположено озеро Бабье. Согласно преданию, в нём в дореволюционное время купались только казачки, возвращаясь с полевых работ. Отсюда и название.

Одно из самых глубоких мест на реке Кардаил издавна называют Кабловой ямой. Рядом с этим местом жил когда-то казак Каблов.

Есть в хуторе озеро Круглое, имеющее форму круга. Всех, кто жил около этого озера, называли «круглянскими», до революции здесь находился хутор Круглянский. Узкое место на реке Кардаил называлось Перебродом. Там легко можно перебрести на другую сторону реки и попасть в лес.

Недалеко от хутора, в дубовом лесу, на поляне, среди густых зарослей терновника и яблонь есть следы поселения. Старожилы говорят, что эти первые поселения возникли, по всей видимости, в 16-17 веках.

Ещё одна достопримечательность хутора – это немецкая Гатка – плотина, построенная герсанскими мастерами в 19 веке.

Сохранилось в Галушках старое название – Лыковая мельница. В дореволюционное время казак Лыков держал здесь мельницу.

Там, где сливаются Бузулук с Кардаилом, когда-то образовалась Соминая яма. Это очень глубокое место, где издревле водились огромные сомы.

Сегодня галушкинцы любят отдыхать и купаться на Антоновой пристани. Такое название объясняется тем, что в незапамятные времена тут управлялся Антон Терезов.

В центре поселения раньше стояла небольшая деревянная двуглавая церковь Святых Петра и Павла, построенная в 1860 году. Строили её мастера по дереву в Елани, а потом по частям возили на подводах в Галушкин. Сделана церковь была из добротного выдержанного дерева, покрашена голубой краской. Внутренне убранство радовало глаз. Сюда приезжали крестить детей из других мест. Церковь считалась благочинной. Рядом с ней стояла часовня для приезжих.

В 1884 году здесь открылось церковно-приходское училище, в котором учили детей грамоте, математике, Закону Божьему и другим предметам.

В «Памятной книжке Области Войска Донского на 1914 год» (Новочеркасск, 1914) сказано, что в Галушкинском приходском училище почётным блюстителем был урядник А.А. Пудовкин, законоучитель – священник Михаил Васильев, учитель- секретарь Скворцов Пётр Павлович, преподаватель гимнастики – урядник А.С. Галушкин.

Церковноприходские училища имелись также в хуторах Челышевском и Альсяпинском.

В Челышевском почётным блюстителем являлся Николай Дундуков, законоучитель – (вакансия), учителем числился М.И. Холин, преподаватель гимнастики – И.В. Митяшов.

Купец Н.Ф. Комаров был почётным блюстителем приходского училища в хуторе Альсяпинском; законоучитель – священник Ф.И. Ильинский, учитель – Г.Ф. Пастухов, преподаватель гимнастики – И.Д. Пудовкин.

На территории Галушкинского сельского поселения и на 1 января 2007 года проживали 23 семьи по фамилии Галушкины, но числом малые.

В прежние времена казаки жили большими семьями, по 20 и более человек в каждой.

Обитали в курене — в хате-пятистенке (то же самое, что деревянная изба, разгороженная внутри бревенчатой стеной).

Кроме железных кроватей обычно имелись полати, по периметру стояли лавки, в середине – дубовый стол. В переднем углу обязательно висела икона под вышитым полотенцем. В другом углу находилась русская печь. Кровати покрывали лоскутные покрывала, украшенные расшитыми подзорниками да битыми (взбитыми) пуховыми подушками.

Ели за общим столом, соблюдая порядок: начинали трапезу тогда, когда соберутся все члены большой семьи. В переднем углу сидел глава семейства – дед. На столе в будни — простая еда: хлеб, картошка в мундирах, масло постное да солёные огурцы. Ещё — похлёбка, кислое молоко, ирян, квас. По праздникам – вареники с творогом и сметаной, галушки со свиным салом, щи, мясо, рыба.

Гордостью хутора были два старинных сада – Андрюхин и Тибалков. Подростки любили по ночам лазить в эти сады, чтобы «наестись от пуза» сладкими сортовыми фунтовыми грушами и яблоками.

Молодёжь вечерами собиралась за околицей, пела под гармонь песни, частушки, плясала до упаду. Казаки здесь приглядывали себе невест, провожали девиц до дому. Если казак присмотрел себе невесту из другого хутора, то должен был просить разрешения у тамошних парней на дружбу с избранницей, иначе побьют за вторжение в «чужие владения». Иногда устраивались кулачные бои – хутор на хутор.

Долгими зимними вечерами казаки вязали сети, вентеря, плели из камыша катцы, подшивали валенки, шили галицы. Казачки пряли, вязали пуховые платки, шерстяные носки и варежки, шили одежду. По праздникам лузгали семечки, играли в картишки, пели задушевные песни. А вообще-то, отдыхали мало, трудились много.

Возле Ильменька, рядом с Кардаилом, среди густых ив и черёмух стояло поместье Галушкина Ивана Михайловича. Родился он в 1903 году, окончил церковно-приходскую школу, слыл человеком грамотным и строгим, держал в хуторе лавку, вырастил четверых детей. Впоследствии работал в колхозе бригадиром-овощеводом.

В хуторе был свой чеботарь – казак Николай Иванович Васильев, который жил у Антоновой пристани, шил добротные сапоги, нарядные туфли, ботинки и полуботинки.

Казак Назаров Георгий Степанович валял валенки, шил тапки.

Атаман поддерживал порядок в хуторе.

Хуторскими атаманами в Галушкине с 1910 по 1916 год, согласно, «Памятной книжке Области Войска Донского», были: «казакъ Филиппъ Кабловъ, урядникъ В. Галушкинъ, урядникъ В. Дроновъ» (Летопись поселения. Краеведческий музей)…