Почему казаков-хопёрцев звали «чигой»



В далёком прошлом казаки-чиги поселились на реке Хопёр (левый большой приток Дона) значительно раньше донских казаков. Причём, отдельно от них.


Они долгое время сохраняли свои особенности.


Этногенез


По мнению ряда исследователей, само это название «чига», «чиги» – восходит к понятию «зихи» – так в раннем Средневековье называли часть черкесских племён. Отдалённо похоже на него и слово «черкасы» – так именовались днепровские казаки.

Вспоминают в этой связи и «касогов» ещё одно черкесское племя, от которого, согласно одной из версий, произошло слово «казаки».

Как и все казацкие этносы, хопёрские казаки имели смешанное происхождение. Они возникли из слияния множества народностей, бродивших по Великой Степи и оседавших в плодородных долинах рек, и из восточнославянских переселенцев, манимых в степи свободой от княжеской власти с её поборами. Таких переселенцев в XI-XIII вв. сначала называли бродниками. Со временем славянский элемент там стал явно преобладать.

Самым же первым исторически достоверно известным народом на этой территории в XI-XII вв являются буртасы, как называли их в русских летописях, или брадасы – по арабским источникам. Есть версия, что буртасы были финно-угорским племенем. Учитывая близкое соседство мордвы с этими землями, а также последующее переселение в долину Хопра мишарей – тюркизированного племени мещёра – финно-угорский элемент участвовал в этногенезе хопёрских казаков больше, чем в других казацких этносах.

Обрусению способствовало давнее исповедание православия. В христианизации Великой Степи немалую роль сыграла Золотая Орда. Монголы позволяли православным миссионерам беспрепятственно действовать на своей территории, а с 1261 года по середину XV века резиденция епископа, назначаемого русским митрополитом, находилась в столице Орды – Сарае.

Уже в середине XIV века население по Хопру было преимущественно православным и говорило по-русски, хотя и подчинялось, в политическом отношении, непосредственно Золотой Орде.


Местность, где жили хопёрцы, называлась Червлёным Яром. С середины XV столетия употребляется название «казаки».


В конце XV века население на Хопре пополняется новгородцами и вятичами, бежавшими от насилия московской великокняжеской власти. Под их влиянием малая часть хопёрцев принимает решение переселиться на Терек, где образует группу гребенских казаков. В это время складывается самая крупная казацкая община на Дону. Хопёрские казаки территориально и политически тяготеют к ней, хотя и сохраняют своеобразие.

Опора на Дон позволила части хопёрцев долго сохранять автономию по отношению к Московскому государству. Северная часть Червлёного Яра непосредственно входит в состав России к концу XVI века. Туда в большом количестве переселяются мещёрские казаки – мишари, и казаки городецкие касимовские татары.


Та часть хопёрских казаков, которая соединилась с Донским Войском, образовала в его составе группу верховых (верховных, верховских) казаков – вверх по Дону.


Во второй половине XVII – начале XVIII вв. хопёрское казачество значительно пополнилось беглыми старообрядцами из Московского государства.

В конце XVIII века часть хопёрских казаков была переселена на Северный Кавказ, где ещё в начале ХХ века существовала Хопёрская казачья бригада в составе Кубанского войска. Хопёрцы были первыми поселенцами станицы Ставропольской – нынешнего краевого центра.


Своеобразие


В середине XVII века хопёрские казаки попытались было отделиться от Донского Войска. В ответ по приговору Донского войскового круга был разрушен укреплённый городок хопёрцев Рига.

Ещё и в начале ХХ века казаки, жившие на Нижнем Дону, не признавали своих верховских собратьев за настоящих донцов. У тех был обычай драть лыко и носить лапти (на Хопре в то время было ещё много липовых лесов), а также за их характерный акающий говор.

А ещё в XVIII веке у казаков по Хопру сохранялись любопытные особенности, свидетельствующие как о давнем происхождении там славянского населения, так и о существенном «инородческом» компоненте. Там встречались первобытные жилища-полуземлянки с наземной частью в виде шалаша, называемые «шиш». Были там и избы с печами-лежанками, занимавшими половину жилья – вроде китайского кана, который мог быть принесён туда только из Центральной Азии.


Московская церковь очень долго боролась с языческими обрядами хопёрцев и неортодоксальным восприятием христианства.


Встречаются утверждения, без пояснений, что хопёрские казаки издавна делились на какие-то родовые кланы, подобные древнегреческим фратриям (в Афинах существовало 12 таких объединений – примерно по 30 родов в каждой). Однако ничего конкретного по этому поводу неизвестно.

Фамилии хопёрских казаков, которые становятся известны с XVIII века, многочисленны и схожи с фамилиями русских во многих других регионах страны. Это и неудивительно, учитывая, что состав хопёрцев много раз пополнялся выходцами из самых разных мест России.

Хочу подчеркнуть, что данный материал носит дискуссионный характер.


Ярослав БУТАКОВ.

© Русская Семерка russian7.ru


Казак-чига отдыхает.