«Вот тебе и каюк! От казака донского !..»




Старинные донские лодки-долблёнки под названием «каюк» представлены в экспозициях ряда музеев Ростовской области и даже в Музее Мирового океана (г.Калининград).


Давайте обратимся сегодня к разнообразным источникам, которые дают взаимодополняющую информацию. Правда, она иногда повторяется, но это ещё более говорит об её обоснованности.



Из Большого толкового словаря русского языка под ред. С.А.Кузнецова:

КАЮК, -а; м. [тюрк. кайык]. 1.Небольшая речная плоскодонная лодка. 2. Разговорн., простореч.: Конец, гибель. «Всё, каюк мне пришёл». По В.В.Далю – долбушка, лодчёнка, душегубка.



Из сообщений Старочеркасского музея-заповедника в соцсети:


Наш музей создан в 1970 году по инициативе писателя М.А.Шолохова, который в молодые годы сам частенько пользовался каюком.


«Каюк» – слово тюркского происхождения. Так называли и лёгкие турецкие суда, и плоскодонные лодки у народов Средней Азии и Восточной Европы, и речные грузовые судна типа барж.


Между тем, донская казачья лодка каюк – это небольшая долблёная речная лодка-однодеревка, которую изготавливали из вербы, тополя или дуба. Тополёвые и дубовые каюки тяжелее, но долговечнее.

На Дону каюк обычно управлялся одним веслом, двигался бесшумно.

С очень давних времен казаки использовали его для рыбной ловли на тихой воде, в камышах.

*


Напомним, станица Старочеркасская ранее имела статус города под названием Черкасск, который издревле являлся столицей донского казачества.  

Из-за постоянных подтоплений во время разливов Дона и по причине камышовых пожаров атаман М.И.Платов в 1805 году перенёс этот административный центр Области Войска Донского во вновь заложенный Новочеркасск. После этого Черкасск стал именоваться Старым Черкасском, Старочеркасском, а затем и станицей Старочеркасской.


В силу богатого прошлого, общее число экспонатов Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника достигло 70 тысяч, в том числе – 4 каюка. Их размеры (по дл. и ширине, в метрах): 3,0 х 0,62; 3,19 х 0,55; 3,4 х 0,53; 3,6 х 0,63.


Один из экспонатов – каюк XVIII века, обнаруженный в 1972 году на дне озера Большое, у хутора Старая станица Каменского района, в ходе научной экспедиции.

В августе 2020 на выставке «История донского казачества 16 – начало 20 в.» был выставлен наиболее сохранившийся экземпляр.





Этот каюк выдолблен из цельного ствола вербы; нос и корма приподняты. С помощью топора каюку придана форма челнока, внутренняя часть выбрана кайлом. Внутри – остатки двух поперечных перекладин, которые делались для устойчивости и стяжки боковых сторон.

https://vk.com/wall-187337227_212.

*


Из сообщения на сайте Музея-заповедника М.А.Шолохова в ст.Вёшенской:


В октябре 2012 года Шолоховский музей передал в дар Музею Мирового океана (г.Калининград) казачью лодку-каюк, изготовленную на Верхнем Дону простыми станичными умельцами.


Каюк – это небольшая долблёная лодка, предназначенная, в первую очередь, для одиночной рыбалки. Нос и корма тупые, сделаны под одинаковым наклоном, и лодка может двигаться без различия «нос – корма».


Долблёный каюк требует больших навыков управления. Он неустойчив на воде, и если неудачно наклониться, то лодка мгновенно перевернётся, и тогда тебе, как шутили казаки-рыболовы, «наступит каюк» (т.е. конец).

https://sholokhov.ru/museum/News/2012/

*


Означенное сообщение прокомментировали интернет-читатели.

Светлана Даниленко (Глушенко): «Я плавала в юные годы на каюке – у дедушки был. Но не на Верхнем Дону, а на Нижнем – по речке Мёртвый Донец в Мясниковском районе Ростовской обл.».

Сергей Сычёв: «У нас, на Нижнем Дону, каюк называли челном, но чаще – дубом. Почему? Не знаю. То ли делали их из дуба, то ли чёлн был тяжёлым и прочным, как дуб».

Сергей Ломтёв: «Сколько помню, такую лодку в нашей станице Казанской, которая находится на левом берегу Дона, выше Вёшенской, старики называли долблёнкой. Не помню случаев, чтобы кто-то с нею утонул».

Николай Носов: «Говорите, каюк неустойчивый? Ну, и что с того? Переворачиваешь его кверху дном, и плывёшь по течению, рассматривая дно Дона и любуясь речными окрестностями».

Пётр Иващенко: «Это у неопытных людей создаётся мнение, что у каюка нет носа или переда. Ни один казак не по плывёт задом наперёд. И вообще, это хорошая была лодка».

*


Из сообщения интернет-издания «Наше время» (Ростовская обл.):


Верхнедонской район, 3 августа 2018 года, Валерий Сипетин, фото автора.

На родине каюка, на Верхнем Дону, как ни искали, мы не нашли сегодня ни одного человека, который мастерски мог бы изготовить некогда очень востребованное в здешних краях судёнышко.

Последнего такого умельца – Ивана Петровича Овчинникова из станицы Мигулинской Верхнедонского района – не стало несколько лет назад.

Местный краевед Георгий Абакумов показал нам фото Петровича рядом с его творением (см. снимок на самом верху), а также показал экземпляр каюка, выставленный в районном музее (см. снимок ниже).





*

Краевед Георгий Абакумов рассказал СМИ, что такие лодки изготавливали из вербы.

Дерево срезали весной, на сокодвижении, и пару лет оно «вялилось» и сохло. Затем топором придавали наружные формы. Внутреннюю часть выбирали теслом.

Готовую лодку-долблёнку смолили и спускали на воду. Управлялся каюк одним веслом. Но без навыка при этом было трудно обойтись. Потому неопытные рыбаки и остерегались, «иначе тебе каюк!»


Между прочим, в стародавние времена только очень немногие донские казаки имели доступ к пилорамам и циркуляркам. В дефиците были и доски. Умерших хоронили не в гробах, сбитых из досок, а в колодах, выдолбленных из мягкой вербы. И назывались эти колоды каюками…

https://www.nvgazeta.ru.


Подготовил Кирилл ЛОГВИН (СДКВ).

Фото: https://yandex.ru/images/search, соцсети и др. открытые источники.