«Ойся, ты ойся…» – на все времена




Наш хопёрский атаман Вл. Лаенко и дипломат Мария Захарова спели вместе в кулуарах Всемирного Русского Народного Собора (27.11.2023, г. Москва).


Исполнить плясовую песню, сочинённую казаками на мотив кавказской лезгинки лет 200 назад, предложила сама Мария Захарова – официальный представитель МИД России, директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ.


Но сначала состоялось «экспресс-знакомство» Марии Владимировны Захаровой и Владимира Анатольевича Лаенко.

Как только закончила свою работу Международная секция Собора, Лаенко представился Захаровой. Обозначив себя вахмистром казачьего Царского Конвоя, он сразу же вручил ей Памятный знак «Император Николай II» – нагрудный орден всероссийской общественной организации «конвойцев-державников».


Вообще же, В.А.Лаенко – потомственный казак-хопёрец (Хопёр левый приток Дона); проживает в воронежском райцентре Новохопёрске.  

Владимир Анатольевич имеет много ипостасей. Он – соучредитель областного отделения Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), атаман ст.Хопёрской и Хопёрского полкового округа Северо-Донского казачьего войска, член правления СДКВ, староста войскового Казачьего храма, издатель казачьего журнала «Хопёрскiй Полкъ», а также – руководитель Хопёрского отдела Царского Конвоя.




Кстати, названный отдел Конвоя, который имеет Духовный центр в Сестрорецке (муниципальный город в составе С.-Петербурга), является старейшим среди 21-го структурного подразделения «конвойцев» в РФ и зарубежом – он был создан ещё в августе 2015 года.


Уместно сказать, что у Владимира Лаенко, при вручении Марии Захаровой означенного Знака, была солидная «группа поддержки». В неё входил, к примеру, Александр Чернавский – старший урядник, руководитель ещё одного, нового отдела Царского Конвоя – созданного при «Православной Миссии за возрождение духовных ценностей русского народа» в марте 2023 года.



*


Так что, было кому восславить Марию Захарову, «воздать ей должное за верное служение нашей великой державе – России», а затем и подхватить «казачий хит» «Ойся, ты ойся…».

Замечу попутно, что в работе Собора, проведённого 27-28 ноября по теме «Настоящее и будущее Русского мира», приняли участие более 2,5 тысячи делегатов из всех 89 регионов России, включая новые, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья.


Во второй день форума, в ходе общего пленарного заседания, к собравшимся обратился по видеосвязи Президент России Владимир Путин. «Быть русским – это, прежде всего, ответственность. Повторю, огромная ответственность за сбережение России. Именно в этом истинный патриотизм», – сказал глава государства.




*


Между тем, официальный представитель МИД России не впервые «зажигает» на больших форумах. В мае-2016 Захарова исполнила русский народный танец «Калинка» на сочинском саммите «Россия – АСЕАН». В марте-2023 предложила казакам спеть-станцевать всё ту же «Ойся…» на московском учредительном Конгрессе Международного движения русофилов, при этом «вышла на круг и дала жару».





Трудно представить, чтобы подобным, неформальным образом привлекали к себе «широкое международное внимание» сковавшие себя «официозом» дипломаты-предшественники М.В.Захаровой.


А Мария Владимировна в повседневной работе использует образный язык и едкие сравнения. Она не делает тайны даже из того, что пишет стихи и является автором слов и музыки к своим песням: «Верните память» (исполняют певицы Валерия и Наргиз), «За тебя, любимый» (Зара), «Я ищу тебя» (Александр Коган), «Лезгинка» (Айна Гетагазова) и др.

В юные годы всерьёз занималась танцами, что и ныне чувствуется.




Обладая высокими государственными наградами (орден Дружбы, 2017; орден Почёта, 2020 и др.), Захарова особенно гордится тем, что имеет «Грамоту доверия журналистского сообщества России» от Союза журналистов РФ (2017) – за открытость в работе со средствами массовой информации.


*


Вполне объяснимо, что неожиданные репортажи, яркие видеоролики в интернете и соцсетях, которые запечатлели «танцевально-песенные нетленки Захаровой», имеют огромное число просмотров.

А ведь казачья «Ойся…» ценна не столько тем, что её исполнение «очеловечивает дипломата и несёт искусство в массы». Главное тут песенный референ: «Я тебя не трону, ты не беспокойся!». Это отражает позицию МИДа и «сигнализирует не в меру усердным и перепуганным странам»: не надо поддаваться антирусской истерии, охватившей Европу после начала Специальной военной операции (СВО) России!


Выступая 27 ноября на заседании упомянутой выше Международной секции ВРНС, Мария Захарова назвала главную ошибку западных русофобов:


– Наши оппоненты пытаются судить по себе, они считают, что мы культивируем агрессию ко всем, кто отказывается подчиняться русским ценностям. Но всё не так: Русский мир – цивилизационная общность людей. И упоминание о Русском мире мы находим ещё в русском Киеве, в глубокой древности.


*


Серьёзно одобряя такой подход, атаман и «конвоец-державник» Владимир Лаенко в шутку говорит, что «по характеру Мария Владимировна – ну, ни дать ни взять хопёрская казачка, хотя и дочь дипломата», и сожалеет о нехватке времени у Захаровой для основательной беседы.

Та же песня «Ойся…» заслуживает обстоятельного разговора. Она примечательна уже тем, что является любимой у личного состава 6-й Гвардейской казачьей бригады имени атамана Матвея Платова, с которой постоянно контактирует гуманитарная команда СДКВ.


При этом из множества существующих вариантов текста бойцы-казаки предпочитают не разудалый киношный, игривый или «терский перчёный», а «молитвенный» – тот, что напевал «в радостях и в горестях, и даже под обстрелами» Александр Захарченко (1976-2018) – народный лидер ДНР, ставший символом независимого Донбасса.

Последние годы этот глубоко патриотичный вариант часто звучит в исполнении Кубанского казачьего хора (см. слова ниже).

По воспоминаниям теледокументалиста Александра Рогаткина, Герой ДНР Захарченко вовсе не хотел, чтобы на его родной земле «хотя бы один хороший человек до смерти пужался при виде возникшего вдруг казака – защитника мирных донбасских селений».





Ойся, ты ойся …


На горе стоял казак.
Он Богу молился,
За свободу, за народ,
Низко поклонился.

Припев:
Ойся, ты ойся*,
Ты меня не бойся.
Я тебя не трону,
Ты не беспокойся!

А ещё просил казак
Правды для народа.
Будет правда на земле –
Будет и свобода.

Припев.

За друзей казак просил –
Чтоб их на чужбине
Стороною обошли
Алчность и гордыня.

Припев.
Чтобы жены дождались,
И отцы, и дети
Тех, кто ищет правду-мать
Да по белу свету.

Припев.

Для людей просил казак
Да благословенья,
Чтобы были хлеб да соль
Во мирных селеньях.

Припев.

Чтобы крови не лилось
У отчего порога,
Чтоб да кривде не жилось –
Он молился Богу.

Припев.

Так молился тот казак
За землю родную,
Что б не горе, не слеза
Её не коснулись.

Припев.

У Бога просил казак
Правды для народа.
Будет правда на земле –
Будет и свобода.

*Слово «ойся» имеет различные толкования. Н-р, «историческое»: «ойся» – это видоизменённое прозвище горцев у казаков Северного Кавказа – те выкрикивали «хорся» во время пляски. Наиболее ходовое толкование: «ойся» ничего не обозначает и используется для «связки слов в предложении», то есть в песне; всем известны подобные словообразования: «эге-гей, хали-гали»; «тили-тили, трали-вали (это нам не задавали)»; «ля-ля-фа (как печально)»; «ланфрен-ланфра (моя голубка)» и мн. др.


Подготовил журналист Михаил ЛОЩИНИН – специально для сайта СДКВ.

Фото: информационная база СДКВ, https://ya.ru/images/search.