Кавычки преткновения, или Есть памятник на Дону




Интересно, кому именно: персонажам романа «Тихий Дон» или всем казакам Тихого Дона, в 1994 году постановлен монумент на родине М.А.Шолохова?


В интернете, в соцсетях широко распространено двоякое обозначение памятника – с кавычками и без, хотя они кардинально меняют смысл. Взять, к примеру, самую ходовую электронную энциклопедию – Википедию…


Соответствующая статья (https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_казакам_Тихого_Дона) содержит двойное написание.

Вариант первый: «Памятник казакам Тихого Дона – скульптурная композиция, расположенная на 120 км трассы Р271 Миллерово – Вёшенская, вблизи хутора Кружилинского»; «… У подножья кургана находится камень с выбитой на нём надписью: «Казакам Тихого Дона»…».





Вариант второй (привожу в кратком в изложении): после открытия этой скульптурной композиции ей было «дано название «Казакам «Тихого Дона»…»; примечание указывает на объект культурного наследия регионального значения: «Пункт 16: Скульптурная композиция «Казакам «Тихого Дона». 5 км от х.Кружилинского. Основание: Постановление министерства культуры Ростовской области от 16.11.2015 №437».


Понятное дело, Википедия – это «свободная энциклопедия, которую может редактировать каждый». С учётом такого посыла уместнее доверять чиновникам от минкульта РО и их документу №437, ведь «что написано пиром, то не вырубишь и топором». Так что, получается: памятник поставлен героям шолоховской эпопеи «Тихий Дон». А ежели не придираться, то – «тем и другим».

*


И всё же, это интересно: почему в той пояснительной надписи, что имеется на каменной глыбе подле монумента, отсутствуют кавычки? Может, «каменотёс» элементарно проявил лень? Или был подправлен первоначальный замысел?





Мысли о «подправке» возникает вот почему. В те времена, когда памятник был задуман, – в 1980-е годы, – вряд ли бы ЦК КПСС дозволил установку памятника казакам всего Тихого Дона.


Зато лауреат Нобелевской премии, полученной за «эпический показ донского казачества» (1966), то бишь Михаил Александрович Шолохов, вполне мог позвать к себе чуть ли не любого именитого скульптора, «пробить» монументальную композицию в честь казаков «Тихого Дона», то есть, своего романа, особенно при поддержке областного руководства.




НА СНИМКЕ: автор «Тихого Дона» общается с выдающимся советским, украинским и российским скульптором-монументалистом с Донбасса Н.В.Можаевым.



А в 1990-е годы и казачество в целом начало возрождаться. К моменту установки памятника (напомню, в мае 1994-го) вовсю «шумели ветра перемен». Не поставили кавычки там, где подразумевалось, – и додумывай сам, воспринимай надпись как хочешь.

На эту мысль наводит означенная выше статья из Википедии. В ней по поводу конника, вознесённого на постамент, сказано однозначно: «Является собирательным образом донского казака».


А вот страничка Кружилинского мемориально-исторического комплекса на сайте Государственного Музея-заповедника М.А.Шолохова в ст.Вёшенской оставляет место для размышлений (см. http://www.sholokhov.ru/objects/kruzhilino/memoria/:

«В окрестностях хутора Кружилинского на холме, насыпанном у перекрёстка дорог, установлена скульптурная композиция «Казакам Тихого Дона». Туристы часто называют её памятником Григорию Мелехову.  Видимо, сумел скульптор воплотить в образе казака на коне те черты, которые присущи герою романа «Тихий Дон»…».

*


К сожалению, выяснить с помощью интернета, какой замысел был у скульптора из г.Луганска Н.В.Можаева (1928-2018) и писателя М.А.Шолохова (1905-1984), не удалось.

Тоже самое можно сказать в отношении И.А.Бондаренко (1926-2009) – бывшего руководителя Ростовской области, то есть 1-го секретаря обкома КПСС с 1966 по 1984 годы, Героя Социалистического Труда (1973).



Это он, как утверждают сотрудники Кружилинского мемориально-исторического комплекса, «предложил отлить памятник в две натуральные величины и установить его с северной стороны при въезде в город Ростов-на-Дону».

Дескать, произошло это после того, как гостивший в доме у Шолохова (между прочим, Дважды Героя Социалистического Труда, 1967, 1980) И.А.Бондаренко увидел мини-скульптуру всадника с дарственной табличкой: « «Орлёнок». Михаилу Александровичу с глубочайшим уважением. Н.Можаев. 1980».

Стало быть, скульптурная модель работы луганца Николая Васильевича Можаева ростовскому «персеку» и впоследствии почётному донцу Ивану Афанасьевичу Бондаренко понравилась. Было же это явно до 1984 года – пока оставался жив писатель, а сам партийный деятель находился у власти.

*


Как видим, реализация «предложения» растянулась более чем на 10 лет.

Памятник установили совсем в другом месте, а модель претерпела принципиальные изменения: казачья фуражка вместо будёновки, залихватский чуб у всадника, а сам он похож на Григория Мелехова в исполнении артиста Петра Глебова в х/ф «Тихий Дон»; коня тоже слегка подправили, с учётом пожеланий писателя.

Кстати, такой вариант памятника (модель) тоже имеется в Доме-музее М.А.Шолохова.



*


Работа по созданию скульптуры велась в г.Луганске, на Художественно-производственном комбинате. Ею руководил сам Н.В.Можаев.


Между прочим, энциклопедия «Казачество» утверждает: Николай Васильевич Можаев – родовой донской казак, уроженец х.Можаевка ныне Тарасовского района Ростовской области; Заслуженный художник УССР; лауреат Шолоховской премии как лучший специалист по конной скульптуре в СССР.


Его соавторами стали скульпторы, тоже окончившие в послевоенные годы Луганское художественное училище. Это Э.М.Можаева (супруга; 1930-2007; уроженка г.Луганска; лауреат всесоюзных конкурсов) и Н.Н.Щербаков (род. 04.06.1928 в с.Власово-Буртовка ныне Куйбышевского района Ростовской области; Заслуженный деятель искусств УССР).

Отливка в бронзе и сборка композиции производились на Ленинградском экспериментальном заводе «Монументскульптура» в 1991 году.

*




НА СНИМКЕ: открытие памятника подле х.Кружилинского; в центре – бывший 1-й секретарь Вёшенского и Боковского райкомов КПСС П.И.Маяцкий (1920-2016), который многое сделал для прославления донского казачества. Фото В.Чумакова. 1994.

*


Примечательно, что Н.В.Можаев начал работать над своим всадником «давным-давно» – ещё в 1955 году. Тогда он назвал её так: «Продотрядовец на коне». На московской выставке, посвящённой 40-й годовщине Великой Октябрьской революции (1957), это был уже «Трубач».

Макет скульптуры демонстрировался и на других, последующих выставках, в том числе в Брюсселе. В некоторых каталогах «артобъект» получил «нейтральное» обозначение: «В донских степях». Вообще же, выставочный макет был удостоен престижных премий, в том числе Ленинского комсомола, когда композиция называлась «Орлёнок».

*




*


С годами «орлёнок»-всадник, как видим, повзрослел и окреп, обрёл вид сурового донца.

А ведь вёшенские станичники, когда прослышали, что юнца-продотрядовца в будёновке хотят поставить им «на обозрение, память и поклонение», грозились превратить того «творчески доработрать» – превратить во «всадника без головы».

Оно, конечно, всякое в истории Тихого Дона бывало, только скульптор Можаев заявил в прессе, что он «учился мудрости у Михал Саныча Шолохова и рад тому, что отказался от своего первоначального замысла. Более того, успел сотворить памятник самому писателю ещё при его жизни, в 1983 году» (см. фото ниже).





Речь идёт о скульптуре «Орёл», которая стоит на меловом бугру, на подъезде в Вёшкам; на её постамент нанесены слова писателя-донца Серафимовича о молодом Шолохове:


«…«Ехал я по степи… На кургане чернел орёлик… Орёлик мягко отделился и, едва шевеля; поплыл над степью. Вспомнил я синеюще-далекое, когда прочитал „Тихий Дон“ Михаила Шолохова. Молодой орёлик, желтоклювый, а крылья размахнул».


Получается, в образе орла скульптор отобразил окрылённость писателя, наделённого талантом в младые годы. Дескать, и другие казаки в его изваяниях – «тоже орлы, и такие, что залюбуешься».




Относится это и к бывшему «Орлёнку», и к десяткам других скульптур и барельефов, разбросанных по Дону, Москве и другим местам, вплоть до Луганщины, заселённой донцами с началом 17 века («Григорий и Анисья», «Григорий и Аксинья в лодке», «Клятва», «Защитникам Отечества казакам-хопёрцам», «Над могилой боевых товарищей», «Атаман Кондратий Булавин» и др.).

*


Уместно отметить, что казак-скульптор Н.В.Можаев обрёл вечный покой на кладбище своего родного хутора, в котором «все поголовно – Можаевы».




Подготовил Кирилл ЛОГВИН (СДКВ).

Фотоиллюстрации: https://ya.ru/images/search.