Как казаки пахали на … электротракторах
С января 1953 года в Семикаракорском районе Ростовской области официально существовала экспериментальная электро-МТС «Мечетновская». Увы, она просуществовала лишь 4 года.
Образно говоря, эта история уходит своими корнями в очень далёкие советские времена. План ГОЭЛРО 1920 года, задуманный тогда Лениным, предусматривал не только повсеместное включение «лампочки Ильича», но и развитие экономики, автоматизацию народного хозяйства с помощью электричества.
22 октября 1921 года В.И.Ленин лично присутствовал в подмосковном Бутырском хуторе на госиспытаниях … первого электроплуга. Тот приводился в действие тросами, соединёнными с электромоторами, установленными по обеим сторонам поля.
По воспоминаниям очевидцев, Владимир Ильич до темноты ходил «за плугом как зачарованный», но ему не понравилось, что на очень твердой почве плуг выскакивал из борозды.
Вождь пролетариата потребовал доработать электроплуг, чтобы начать массовое производство. 20 усовершенствованных опытных образцов позже отправили под Петроград, Кострому и в др. места.
Но электроплуг с канатной тягой не выдержал конкуренцию с обычным трактором. Поэтому уже при Сталине решили сделать ставку на электрический трактор.
Первый экспериментальный СТЗ-15/30 сошёл с конвейера в Сталинграде 17 июля 1930 года. Это была советская версия одной из моделей американской компании Мс Cormic International.
Около двадцати тысяч зарубежных инженеров и механиков приехало тогда в Россию налаживать производство и эксплуатацию техники. Они привозили и свои машины, например, фирмы «Кейс», курировали их работу, в том числе в Ростовской области.
На публикуемой ниже фотографии из семейного архива библиотекаря школы №1 г.Константиновска Елены Стефановой мы видим её деда Василия Георгиевича Тарасюка (первый справа, с портфелем). В 1931 году он работал в райкоме ВКП(б) и сопровождал в поездках по району инженера из США Кавелло (на фото в плаще и шляпе).
С учётом положительных результатов масштабного советско-американского содружества 8 января 1932 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение: выделить на закупку новейшего иностранного оборудования для Электрозавода 485 000 валютных рублей, что, по тем временам, означало огромные деньги!
К 1937 году Всесоюзный институт электрификации сельского хозяйства разработал и создал электротрактор ВИМЭ-2. Два образца с успехом испытали на полях Поволжья. А модель ВИМЭ-4 показали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года.
Кабель на ВИМЭ, а в последствии и на опытных образцах Харьковского тракторного завода в процессе работы наматывался и разматывался механизмом с направляющей стрелой.
При этом, во всех случаях, мощность у электродвигателей была выше, чем у двигателей топливных – примерно в 1,8 раза. При эксплуатации таких тракторов не требовался постоянный подвоз горючего и воды для охлаждения; тракторист не глох от шума; плуг имел до 8 лемехов вместо привычных трёх. А недостаток был один – обычная длина кабеля не превышала 800 метров, чаще всего – и 500.
В принципе же, у электротракторов было «светлое будущее», но помешали война и последующая разруха в народном хозяйстве.
Тем не менее, уже в начале 1952 года была опубликована работа И.В.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Её основные положения нашли отражение в Отчётном докладе XIX съезда ВКП(б) осенью 1952 года:
«Большие перспективы открываются для сельского хозяйства в связи со строительством грандиозных электростанций (…) на Волге, на Дону, Днепре и Аму-Дарье (…). Сооружение этих станций (…) открывает широкие возможности электрификации сельскохозяйственного производства, внедрения электропахоты, применения электрокомбайнов и других сельскохозяйственных машин с электроприводом».
Но смерть Иосифа Виссарионовича в марте 53-го поставила крест на планах полной электрификации, автоматизации советского села. Хотя произошло это не сразу же.
Г.М.Маленков, ставший после кончины вождя Председателем Совета Министров, пытался продолжать фундаментальный перевод сельского хозяйства на электрические рельсы.
Следуя его линии, в начале 1954 года в интервью журналу «Огонёк» академик ВАСХНИЛ Желиговский В.А. заявил: «Предстоящей весной на орошаемые Волго-Донским судоходным каналом земли Ростовской области выйдут электрические тракторы и комбайны. В Семикаракорском и Романовском районах строятся – с января 1953 года – электрические машинно-тракторные станции. Энергию им подаст Цимлянская ГЭС».
В 1954 году в ста километрах от Цимлянской ГЭС, в существующем с 1658 года придонском хуторе Больше-Мечетном Семикаракорского района, было завершено создание электро-МТС «Мечетновской».
Это значит, что были построены двухэтажное общежитие для механизаторов и специальная трансформаторная подстанция, произведено удлинение сети электролиний почти на 30%, укомплектован техникой и сформирован тракторный отряд, в том числе из местной казачьей молодёжи, подготовленной в Училище механизации сельского соседнего, Константиновского района.
Среди 30-ти новоиспечённых «специалистов» был Александр Гондусов, 1935 года рождения. Каким именно предметам он обучался, видно из выданного ему свидетельства.
Как потом Александр Андреевич рассказывал краеведам и местной прессе, гоны на полях обычно были по 500 метров, но иногда – даже по 1240 метров с конца в конец; не всегда хватало кабеля, но эту проблему решали.
Вообще же, электролиния отходила от подстанции и шла вдоль всех полей на деревянных столбах. К каждому полю подвозили ещё одну маленькую передвижную подстанцию, подключали её к разъёму на столбе, а трактор – уже к этой подстанции.
Всего в зону колхозов, обслуживаемых Мечетновской ЭМТС, входило 8 хозяйств: имени Калинина, имени Молотова, имени Андреева, имени Хрущева, имени Шверника, имени III Интернационала, «Путь к социализму» и «Красная поляна».
Осенью 1956-го электротракторист Александр Гондусов ушёл в армию. «Поставил я свой агрегат в ангар, рядом с другими десятью. А когда в 1959 году вернулся, то электротракторов уже не было. Жалко, конечно, хорошо на них работалось, и хозяйства были довольны – они ждали нас как дорогих гостей».
Из справки Семикаракорского архива: «С 1955 года в документах встречаются приказы Донского комбината шампанских вин. На основании его приказа №15 от 18.01.1957 трактора и тракторные бригады Мечетновской ЭМТС были переданы совхозам. В ЭМТС была организована база по ремонту сельскохозяйственной техники».
Возникает закономерный вопрос: почему же востребованная ЭМТС «Мечетновская» была расформирована? Почему та же судьба постигла все подобные экспериментальные формирования в Ставрополье, в Рязанской области, на Украине и в ряде других мест?
Без всякого сомнения, всё это – результат недальновидной политики Хрущёва, который сверг Маленкова и прикрыл сталинские «затеи» с электричеством – он решил бросить все силы на освоение целинных земель (1953-1965). В итоге сталинские планы электрификации пахоты, сева и уборки урожая наглядно остались лишь в стихах Маршака, который «тоже хотел», «чтобы плуг по чернозёму электричество вело…».
Евгений ЧЕРНЫХ (https://www.kp.ru), Евгений КАЧУРА (https: Краеведдона.рф), Виктор ШЕВЧЕНКО.
Фото: https://yandex.ru/images и др.
КСТАТИ
Американская компания «John Deere» создала электрический трактор Grid СОN мощностью 680 л.с. Им управляют дистанционно, с помощью пульта. Работает техника на кабеле длиной 1 км.
Вторая новинка «John Deere»: аккумуляторный электротрактор SESAM мощностью 402 л.с. У него два электромотора по 150 кВт и батареи суммарной емкостью 130 кВт/ч, что обеспечивает 4 часа работы в поле.
Источник: https://www.techcult.ru.