Население Области войска Донского 125 лет назад




В 1897 году на Дону, как и по всей Российской империи, прошла первая, она же и последняя, Всеобщая перепись населения.


Область войска Донского (ОВД) – это адм.-территориальная единица в Российской империи с центром в Новочеркасске, населённая в значительной мере донскими казаками, управлявшаяся по Особому положению и существовавшая в 1870-1918 годах.


Кстати: прежде, до 1870 года, ОВД именовалась Землёй войска Донского; её новое официальное название в 1918-1920 годах (до упразднения 20.03.1920) – Всевеликое войско Донское.

К началу же XX века Область войска Донского состояла из 9 округов: 1-го Донского, 2-го Донского, Донецкого, Усть-Медведицкого, Хопёрского, Черкасского, Ростовского, Сальского и Таганрогского.

На публикуемой схеме обозначены административные центры перечисленных округов.


Накануне Всеобщей переписи населения (ВПН) Область войска Донского была разбита на 107 подписных участков, с общим центром в Новочеркассе.

В состав Переписной комиссии входили: председатель – генерал-лейтенант А.М.Греков; члены: генерал-майор В.М.Лютенсков, действительный статский советник К.Е.Гельфрейх, статские советники И.М.Добрынин и А.А.Карасёв, надворный советник И.П.Попов, губернский секретарь А.С.Ежов.

Перепись проходила с 28 января по 9 февраля 1897 года. Предварительные итоги были опубликованы уже в апреле, но выяснилось, что денег для осуществления издания подробных данных нет, поэтому число таблиц в следующих изданиях было сокращено, а само издание окончательных итогов затянулось до 1905 года.


Данные по Области войска Донского были опубликованы в 12-м Статистическом выпуске ВПН за 1905 год.

Герб Области, утверждённый Александром II (1878).

Согласно им, количественный состав населения ОВД на момент переписи (1897 год) выглядел следующим образом:

постоянного населения – 2 585 920 (из них мужчин – 50,5%, женщин – 49,5%), наличного населения – 2 564 238. По отношению ко всему населению Российской империи количество жителей Области тогда не превышало 3%.

Как можно уже заметить, миграция донского населения, даже с учётом службы казаков вне ОВД, была минимальной.

При этом число лиц, живущих в 5 городах и 6 станицах с окружным правлением, составляло 12,4%. Это так называемое городское население пополнялось не за счёт местного крестьянства, а за счёт переселенцев из других губерний – 33,9% жителей ОВД родилось за её пределами.


Как уже отмечено выше, мужское население несколько преобладало (рождалось больше мальчиков), за исключением возрастной категории свыше 60 лет, что объясняется «недоживанием» до старости из-за тягот военной службы.

В целом же, население Дона отличалось крепким здоровьем; лица с физическими недостатками составляли лишь 0,35%, причём большинство из них — это слепые и глухие от рождения в возрастной категории старше 60 лет. Многие казаки отбирались для службы в элитных (Императорских и прочих) воинских подразделениях.





Правда, отменное здоровье донцов-казаков не способствовало их стремлению получить образование.

Если общий уровень грамотности по тем временам был довольно высок – 22,4%, то лиц со средним образованием на Дону было лишь 2,06%, а с высшим образованием и того меньше — 0,15%.

Но тут, опять-таки, дело было в местной специфике – в абсолютном преобладании рядовых над командирами, в которые попасть не всякий стремился да и не мог – в силу материальных и других причин.

К тому же образование девочек ограничивалось заведённым правилом: главное, научиться считать, а также – писать-читать письма.





Вообще же, распределение населения ОВД по сословиям выражалось в следующих данных:

войсковые казаки – 1 026 263; неслужилые крестьяне – 1 222 621; мещане – 244 867; дворяне, потомственные граждане и чиновники не из дворян – 37 132; иностранные подданные – 8 483; лица духовных званий – 8 447; инородцы – 5 005; купцы – 3 779; лица, не принадлежащие к этим сословиям и не указавшие сословия – 7 661.


Состав населения ОВД, кормящегося от занятий (в %):

земледелие и добывающая промышленность – 76,7; обрабатывающая промышленность – 8,6; непромысловая сфера – 7,9; торговля и средства передвижения – 6,2; остальные – 0,6.


125 лет назад этнический состав Области выглядел вот каким образом:

95% составляли русские (обозначали себя казаками и великороссами), 4,4% приходилось на армян, малороссов, немцев, калмыков и прочих; евреи составляли 0,6%. Напомним, ОВД находилась за пределами губерний с разрешённой еврейской оседлостью, но было разрешено проживать лицам, которые обосновались здесь на момент преобразования Земли войска Донского в Область войска Донского (1870).


Рассмотрим распределение населения Области войска Донского по вероисповеданиям:

православные и единоверцы – 2 314 222; старообрядцы и уклонившиеся от православия – 130 450; буддисты и ламаисты – 32 114; лютеране 28 306; армяне-григориане – 27 118; иудеи – 15 978; римско-католики – 10 047; магометане – 3477; баптисты – 1431; прочие – 1085.



Комментарий специалиста


Историк Сергей ШПАГИН (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону):

– В целом Область войска Донского 125-летней давности видится такой…

Обширная и богатая природными ресурсами территория с небольшой плотностью заселения (17,78 человека на квадратную версту) и с незначительной миграцией; подавляющее большинство населения – православные русские (войсковые казаки и неслужилые великороссы), занятые в аграрном и военно-аграрном секторах; городское население незначительное, из него 96% – это мещане.

Объективно консервативная социально-экономическая, этническая и конфессиональная структура ОВД тогда не испытывала на себе давление зарождавшегося индустриального века. Но набирал обороты необратимый процесс, который проявился «во всей красе и неприглядности» очень скоро: мировая война, революционные события, гражданская война и непримиримая политика большевиков по отношению к казачеству — оно воспринималось как враждебный пролетариату класс, потому подлежало «искоренению» с донской земли…


Подготовил Михаил ЛОЩИНИН – специально для сайта СДКВ.


Основной источник информации: «Донской временник» (http://www.donvrem.dspl.ru).

Иллюстрации: «Донской альбом» Ивана Болдырева (фотографии конца 19 в.).