«Сегодня я расскажу вам о старинном обряде воронежского Придонья…»
У фольклористов живой интерес вызвала лекция доцента Воронежского института искусств Галины Христовой, прочитанная в Российском доме народного творчества имени В.Д.Поленова.
Информационным наполнением онлайн-лекции на свадебно-обрядовую тему послужили материалы, собранные в ходе этнографических экспедиций по Лискинскому району, которые были проведены студентами и педагогами ВИИ совместно с Воронежским государственным университетом в 2008 и 2011 годах.
СВОЮ РОЛЬ сыграло и то, что Галина Павловна Христова более 20 лет является бессменным руководителем университетского ансамбля «Терем», который многократно становился победителем международных и всероссийских конкурсов и фестивалей.
Кроме того, она является автором более 60 научных работ, посвящённых исследованию южнорусской фольклорной традиции воронежского Придонья, а также членом Экспертного совета по формированию регионального электронного каталога объектов нематериального культурного наследия Воронежской области. Лауреат форума «Достояние культуры Воронежа».
ЛЕКЦИЯ, прочитанная в живой форме доцентом кафедры этномузыкологии, заведующей отделом Воронежского института искусств Галиной Христовой на онлайн-площадке Центра культуры народов России РДНТ имени В.Д.Поленова, касалась тех селений современного Лискинского района Воронежской области, что появились на правом берегу реки Дон в середине XVII века.
ИЗНАЧАЛЬНО эти хутора, которые со временем стали слободами и сёлами, возникли в результате переселения на неосвоенные южнорусские рубежи приднепровских казаков-черкас — их позвал нести сторожевую службу и защищать от кочевников южные границы Московии царь Алексей Михайлович. За службу в казачьем полку, который размещался в городе-крепости Острогожске (основан в 1652), они получали земельные участки и таким образом оседали в этих местах.
СВАДЕБНО-обрядовая тема для выступления была выбрана Галиной Христовой потому, что самобытность и традиции потомков казаков-черкас всё ещё проявляются, а иногда и чётко просматриваются в свадебном обряде, который повсеместно бытовал здесь до 70-х годов XX века. При этом селяне сохраняют ряд церемоний и старинные напевы, хотя и говорят на суржике (смесь старого малоросского и современного русского языков); в быту они именуют себя не украинцами, а «воронежскими хохлами».
ЛЕКТОР представила общий свадебный сценарий и рассказала о самых значимых и характерных этапах этого торжества.
В обряде южнорусского типа доминируют церемонии, связанные с контактами и коммуникациями двух родов – жениха и невесты:
сватовство, «запой» (закрепление достигнутой договорённости за «щедрым столом»), оглядывание хозяйства жениха, многократное посещение женихом невесты с обязательными подарками, вечерына – собрание молодёжи накануне свадьбы, выкуп невесты, перевоз постели «с курицей», обмен свашек караваями, ритуальная борьба за свадебный флаг; а также обряды праздничного застолья, направленные на объединение двух семей.
ПО СЛОВАМ Галины Христовой, инициационная, то есть посвятительная составляющая свадьбы была обращена на переход из статуса «неженатые» в «замужние», становление из девушки в женщину, из парня в мужчину.
Важнейшие обряды этой линии – изготовление свадебного деревца подругами для каравая невесты, посад и покрыванье невесты.
ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ чертой правобережно-придонского, «хохлацкого» свадебного обряда является его музыкальное наполнение. Многочисленные припевки комментируют происходящие события. Между тем, несмотря на насыщенность свадебного действа протяжными и иносказательными текстами, обычно использовались два-три напева.
В ходе выступления Г.П.Христова зачитывала высказывания носителей традиции, демонстрировала видео- и аудиообразцы с пояснениями и свадебными напевами. К примеру:
Пропыла маты дочку,
На солодком мэдочку,
На рути, на мяти,
За хорошега зяти.
В НАШИ ДНИ свадебный обряд потомков казаков-черкасов не просто является упрощенным по отношению к «седой старине» – в него привнесено много современных деталей, среди которых: изготовление свадебного каравая и свадебной выпечки – «шишек», встреча и благословление молодых родителями жениха, обычаи одаривания молодожёнов.
Сохранились же повсеместно наиболее зрелищные обряды с участием гостей – выкуп невесты, разжигание огня на пути молодых в дом жениха и ряжение на второй день свадьбы.
ЗАЯВЛЕННАЯ ТЕМА, как и сама лекция Галины Христовой, вызвала живой интерес и отклики около 200 слушателей из разных уголков страны.
Некоторые участники отметили схожесть свадебного обряда лискинских сёл с обычаями казаков Верхнего Дона, а также с обрядами, проводимыми полтавскими переселенцами в с.Сары Троицкого района Челябинской области и бытующими в Аксакайском районе, на Нижнем Дону.
ЗАВЕДУЮЩИЙ отделом Центра культуры народов России РДНТ имени В.Д.Поленова Сергей Кулибаба поблагодарил Галину Христову за содержательную лекцию и выразил благодарность Воронежскому областному центру народного творчества и кино за помощь в организации онлайн-лекции.
«Безусловно, это мероприятие, проведённое в рамках серии презентаций нематериального культурного наследия национальных культур народов России «Наследие Этно-миров», удалось», — отметил Сергей Иванович.
Подготовил Виктор ШЕВЧЕНКО.
Основной источник: http://цкнр.рф.
Спасибо за сотрудничество, Галина Павловна!
Сердечно поздравляю Г.П.Христову с присвоением звания лауреата ежегодного форума «Достояние культуры Воронежа» (март 2022) в номинации «Сохранение народного искусства и нематериального культурного наследия народов России».
Надеюсь на дальнейшее плодотворное содружество.
Казачий полковник В.В.ГАЛУШКИН,
атаман Северо-Донского казачьего войска, член Рабочей группы по делам казачества в Воронежской области.