Чем раньше казаки освещали свои жилища?




На поставленный вопрос знает доскональный ответ житель станицы Вёшенской Пётр Солдатов, который собрал для своего музея почти 100 керосиновых ламп.


При упоминании фамилии «Солдатов» невольно приходит на ум популярный в советское телесериал, поставленный по роману донского писателя Анатолия Калинина «Будулай».


В фильме про цыгана-кузнеца Будулая (актёр Михай Волонтир) был не последний по значимости персонаж молодой шофёр с хутора Пухляковского Мишка Солдатов (актёр Михаил Долгинин). Он до горячки влюблён в красавицу-цыганку Настю (актриса Матлюба Алимова), а затем и женится на ней, попреки желанию той связать свою судьбу с Будулаем Романовым…

А земляк писателя Шолохова Пётр Солдатов – человек степенный, но тоже имеющий «страстное влечение», правда, – к коллекционированию старинных предметов казачьего быта.


«НАШ» Солдатов всю жизнь проработал в Вёшенском лесничестве. Примерно четверть века назад увлёкся изучением далёкого прошлого своих земляков-донцов. Вскоре краевед-лесничий создал музейную экспозицию в Домике охотника при местном лесхозе, но спустя 10 лет там стало необычайно тесно.

Тогда Солдатов … купил под свой личный музей казачий дом-курень в хуторе Грязновском, что в 30 км от Вёшек.

Вот здесь-то, на фоне многочисленных экспонатов – кухонной утвари, казачьей справы, рыболовных снастей, походного сундука и так далее, – и «красуется» коллекция керосиновых ламп.



CОБРАНИЕ «солдатовских» светильников неизменно привлекает многочисленных туристов, которые приезжают в Вёшенскую, «к Шолохову», а затем, по совету работников экскурсионных агентств, держат курс не только на родину писателя (хутор Кружилинский) и в другие этнографические комплексы, но и на хутор Грязновский (там вход в музей, заметим, бесплатный!).

У Солдатова можно лицезреть светильники подвесные, напольные, настенные, с разной шириной фитиля… Стеклянные, алюминиевые, железные… В коллекции нет двух одинаковых экземпляров. Есть и уникальные. К примеру, с прямой колбой, с богатой отделкой и прочими «иноземными» изысками.

Дело в том, что казаки часто бывали в заграничных походах и везли оттуда «трофеи». Та же лампа с прямой колбой была произведена в Германии в XIX столетии.




И ВООБЩЕ, говорит Пётр Солдатов, казаки обычно имели крепкое хозяйство, потому лучины, сальные свечи и примитивные масляные коптилки – это не про них. Керосиновые лампы были обыденной, но в то же время и «статусной» вещью – многие имели даже «прожорливые» и расписные «летучие мыши», «молнии», лампы-восьмилинейки (вместо привычных даже столичным обывателям трёхлинеек).

Притом светильники были, в основном, подвесные, с хорошим отражением – дескать, «вот кум надумает в зимнюю завируху приехать-погостить, а наш курень за версту видать – не заблудится; в самом же курене – красота – хоть ты иголки собирай, так светло и знатно!».


НЕ ЗРЯ ЖЕ перед съёмкой очередного варианта шолоховского романа-эпопеи «Тихий Дон» (2015 год) режиссёр Сергей Урсуляк распорядился построить на хуторе Старозолотовском, где проходили съёмки, не только казачьи курени с подворьями, но и лавку «Керосинъ» (помните, шолоховский персонаж купец С.П.Мохов был хитроват, прижимист и «крепко держал в кулаке» жителей хутора Татарского и всех окрестных мест).

Сейчас «киношный хутор» работает как Музей под открытым небом, поскольку этнографы высоко оценили его «достоверность».


А Пётр Солдатов с некоторой завистью говорит о том, что в одном из воссозданных куреней висит «лампа дюже справного хозяина» – именно такой нет в его коллекции, которая размещена не в слепленном на скорую руку курене, а в подлинном казачьем жилище.


И ВООБЩЕ, Пётр Анатольевич честно признаётся: при том, что многие отечественные краеведческие музеи «лишь имитируют старинный казачий быт и зачастую ограничиваются одной комнаткой или закутком», они, всё же, имеют уникальные экспонаты, в том числе необычные керосиновые осветители, которые использовали хуторяне-станичники.

Но, всё-таки, традиционный «набор» обычно состоит из настольных ламп .





ИМЕННО для того, «чтобы быть в курсе всего, что связано с казачьими светильниками», Пётр Солдатов поддерживает связь со многими большими и малыми музеями, работающими в разных «казачьих регионах» нашей страны. В их числе те, что находятся в станицах и городах: Атамань, Аркаим, Брюховецкая, Богустанская, Раздорская, Тамань, Волгодонск, Донецк, Иловля, Оренбург и др.

Пётр Анатольевич создал целую фототеку соответствующего содержания. Часть из музейных снимков мы воспроизводим сегодня. (См. ниже).




ИЗВИНИТЕ, что пришлось обойтись без указания конкретных адресов и без развёрнутых пояснений – это заняло бы много времени и места, ведь буквально каждый экспонат заслуживает обстоятельного рассказа – откуда он взялся, кому принадлежал и так далее. Без всякого сомнения, даже простые керосиновые лампы таят в себе историю, пусть и на бытовом уровне.


  • – Без понимания историко-краеведческой значимости светильников незачем заниматься их коллекционированием, – говорит Пётр Солдатов. – И в любом случае, надо всем нам хотя бы изредка обращать свой взор в сторону краеведческих музеев, а ещё – читать  книжки по истории родного края или хотя бы краеведческие сайты. Ведь без прошлого нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего…

Подготовил Сергей ЗАХАРОВ – специально для сайта СДКВ.