Оружие в подарок и награду: три реликвии Донского музея




Из великого множества холодного оружия, бережно сохраняемого в Новочеркасском музее истории донского казачества, хочу выделить три экспоната. И вот почему…


ПЕРВЫЙ уникальный экспонат – это царский подарок Войску Донскому. Царский и в прямом, и в переносном смысле слова.


Имеется в виду сабля, которая принадлежала «почившему в бозе» императору Александру Первому (1777–1825), и которую его младший брат, царствующий император Николай Первый (1796–1855) «благодарно пожаловал» донцам в 1826 году – «в память о немеркнущих заслугах в войне 1812–1814 годов» (более известна как Отечественная война 1812 года).

К слову, сам Александр I в 1817 году пожаловал Войску Донскому особо чтимое Георгиевское знамя «в ознаменование подвигов, оказанных в последнюю французскую войну, в 1812, 1813 и 1814 годах».

Что представляет собой подарок Николая Первого (фото справа)? По сути, это традиционная кавалерийская парадная сабля образца 1817 года, но – необычная по заказу и оформлению: она была изготовлена для императора Александра Первого мастерами-оружейниками Златоуста в 1824 году, её клинок не только отполирован до зеркального блеска, но и украшен синью и золочением через огонь. Позолочен и «вензельный» эфес.

Сабля с ножнами помещена в ларец-саркофаг с крышкой (фото вверху и справа), на которой воспроизведён двуглавый орёл с крыльями, распростёртыми над рисунком этой самой «императорской сабли».

На стенках ларца – рельефы на темы Отечественной войны 1812 года и табличка с дарственной надписью, которая указывает на то, что саблю носил Александр I, а пожаловал Николай I.


Ларец был изготовлен в 1833 году санкт-петербургским ювелиром А.Шпеером по заказу донских казаков из серебра, отбитого ими у французов в 1812 году. Вес всей этой «конструкции» – 45,3 кг.

Разумеется, такого раритета нет ни в одном музее мира.


ВТОРАЯ реликвия новочеркасского музея – кавалерийская сабля образца 1786 года с наградным статутом «Золотое оружие».


Это единственный в собраниях российских музеев образец отечественного наградного «золотого оружия» с надписью на клинке, а не эфесе, как это стали делать позже.

Именно на клинке, изготовленном из булатной стали, написано: «За храбрость».

Поскольку сей экземпляр офицерского наградного оружия был обезличенным, установить, кто именно получил саблю за храбрость, музейным сотрудникам не удалось. Значится же она в фондах учреждения с августа 1920 года, без каких-либо дополнительных сведений по владельцу, лишь с указанием того, что «предмет поступил из магазина Д.Фанченковой г.Новочеркасска».

Как предполагает главный хранитель музея В.В.Науменко, ранее сабля находилась в личной коллекции последнего (1916–1917) атамана Войска Донского Михаила Николаевича Граббе (1862–1942) – страстного любителя антиквариата.

О М.Н.Граббе речь пойдёт и далее, а пока отметим, что после 1786 года существовало два вида наград с надписью на эфесе – просто «Золотое оружие» (для офицеров) и «Золотое оружие с бриллиантами/алмазами» (для генералов). При этом на некоторых эфесах, помимо слов «За храбрость» (или «За мужество»), содержалась дополнительная расшифровка – с указанием владельца или конкретных заслуг.

Вполне естественно, что в новочеркасском музее хранится наградная сабля знаменитого атамана Войска Донского, генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова (1753–1818), которую он получил от Екатерины II за персидский поход 1796 года.

Клинок этого «золотого оружия с бриллиантами» изготовлен всё из того же булата, а эфес отлит из чистого золота и украшен 130 крупными изумрудами и алмазами. На спинке эфеса – надпись «За храбрость». Золотом отделаны и ножны.

Между прочим, всего за время правления Екатерины Второй (с 1762 по 1796) было произведено не менее 250 награждений золотым оружием с эфесными надписями, при этом только треть сабель, шпаг и кортиков были отделаны бриллиантами, остальные же их не имели.

Так что, как говорится, низкий поклон за заслуги атаману М.И.Платову, но сегодня обстоятельный разговор идёт об уникальном наградном оружии. В этом плане интересен совсем уж дешёвый по изготовлению экспонат новочеркасского музея, но с необычной историей. Он имеет прямое отношение к упомянутому выше Михаилу Николаевичу Граббе и его отцу.


ТРЕТИЙ экспонат, каких нет и не может быть в других музеях, – кавалерийская шпага образца 1798 года, изготовленная по заказу генерала Николая Граббе (1832–1896).


Эта шпага «поступила» в музей опять-таки в 1920 году, из «магазина Д.Фанченковой г.Новочеркасска». Вновь предполагая, что оружие ранее входило в коллекцию атамана Войска Донского М.Н.Граббе, главный хранитель музея В.В.Науменко уверена: оно принадлежало именно генерал-лейтенанту Николаю Павловичу Граббе – отцу атамана.

Дело в том, что на эфесе шпаги, помимо слов «За храбрость», очень мелко написано: «За троекратный переход через Кавказский хребет». Наградой с таким дополнением в 1864 году был отмечен исключительно Николай Павлович Граббе. Правда, вручали ему не шпагу образца 1798 года, а более современную «золотую саблю с бриллиантами». Но тому есть разумное объяснение и исторические свидетельства.

Сабля с бриллиантами, которую Николай Павлович получил в 1864 году, была драгунской. В дальнейшем его перевели с Кавказа и назначили командиром Лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге, где сабля не положена по штату. Поэтому он за свой счёт заказал шпагу по образцу 1798 года с идентичной надписью, но уже не с бриллиантами, а со стразами.

Где сейчас находится «подлинник» – «золотое оружие» бывшего генерал-лейтенанта Н.П.Граббе, доподлинно не известно. Но и простая шпага с надписью «За троекратный переход через Кавказский хребет» дорогого стоит и будет хранить память о её владельце в веках.

Остаётся добавить: архивные материалы указывают на то, что отец Николая Павловича Граббе и соответственно дед Михаила Николаевича Граббе – генерал-адъютант Павел Христофорович Граббе (17971875, уроженец шведской Финляндии, вошедшей в состав Российской империи) – в 1862–1866 годах служил наказным (назначенным) атаманом Войска Донского.

Среди большого количества императорских наград, у него были две «золотые сабли с бриллиантами» (1830 и 1849). На одной из них, помимо слов «За храбрость», значилось: «За поход в Венгрию 1849 года». Как сложилась их «судьба» – это тема для отдельного разговора и выходящая за рамками сегодняшнего рассказа о трёх уникальных экспонатах Новочеркасского музея истории донского казачества.


Подготовил Кирилл ЛОГВИН (СДКВ).

Фото: http://www.novochmuseum.ru.