Помним: русский ас Первой мировой войны Александр Казаков


Русский ас–истребитель №1 в Первой мировой войне Александр Казаков. Польша, 1915 год. Цветная фотореконструкция.


Об этом авиаторе с казачьей фамилией его командир, потомок станичников-донцов и тоже прославленный лётчик, Вячеслав Ткачёв отзывался с неподдельным восхищением.



В воспоминаниях командира авиаотряда есаула Вячеслава Матвеевича Ткачёва (1885-1965) воспроизведён весьма показательный доклад геройского ротмистра Александра Александровича Казакова (Козакова, 1889-1919) о таранном поединке в Первую мировую войну:



«Два фронта – сорок тысяч глаз, русских и немецких, смотрят из окопов! Тогда я решил ударить «Альбатроса» колёсами сверху. Что-то рвануло, толкнуло, засвистело… «Альбатрос» наклонился сначала на бок, потом сложил крылья и полетел камнем вниз. Я выключил мотор — одной лопасти на моём винте не было. Начал планировать…».



ЕЩЁ в августе 1914 года штабс-капитан Пётр Нестеров, всемирно знаменитый своей мёртвой петлёй, впервые в мире решился на смертельно рискованный приём – сразил австрийский самолёт «Альбатрос». И – погиб… Но трагическую печать смерти с рискованного приёма снял 1 апреля 1915 года ротмистр Александр Казаков: свалил с неба «Альбатроса» нестеровским «чирканьем» колёс сверху и приземлился на своём аэродроме.

Долгое время советская история замалчивала само имя Казакова, на счету которого – 32 победы в небе Первой мировой войны, зарубежная – описывала диковинное приспособление, каким уничтожил пять самолётов врага русский ас: «…Со своего «Морана» он спускал на верёвке якорь, которым отрывал крылья у самолётов противника».

В 1915-м германское командование назначило особую премию за уничтожение «русского казака». Один из сбитых им немецких пилотов сообщил, что, вернувшись из плена, будет с гордостью рассказывать: его сразил «сам русский Казак».

За таранный поединок ротмистра Казакова произвели в штабс-ротмистры, наградили высокочтимым в России крестом ордена Св. Георгия Победоносца и Георгиевским оружием – клинком с надписью «За храбрость». Ордена положено обмывать, но ас асов, как стали называть героя, удивлял сослуживцев отказом от спиртного: «Голова лётчика должна быть ясной, особенно на войне».



«ЛЕТАЛ Александр Казаков много… смело, уверенно и, как говаривали солдаты, всегда радостно, – вспоминал в своей книге Александр Матвеев (сослуживец Казакова). – Его боготворили. Когда наш командир проходил, все расступались, давая дорогу и козыряя высокому худощавому штабс-ротмистру… Голубоглазый блондин с молодецкими усами казака и нежным лицом юноши…  «Говорите правду!» – требовал он от подчинённых… Перед взлётом осенял себя крестным знамением и уверенно командовал: «От винта!»».



«ДЕЙСТВИЯМИ первой боевой группы Казакова в сентябре 1916 г. было положено начало организованного применения истребительной авиации», – пишет в своих мемуарах Вячеслав Ткачёв.

Тактика, выработанная Казаковым, на десятилетия вперёд определила приоритеты русской истребительной авиации: в отличие от германской, предпочитающей личные победы над самолётами противника, наши соколы считали своим приоритетом прикрытие войск и их тылов от налётов.

Ас асов учил молодёжь высчитывать ещё на земле подходы к вооружённому аэроплану с выгодной для себя позиции, вести атаки со стороны солнца, невзирая на огонь врага. Бывал ранен, но каждый раз легко судьба хранила.




ПОСЛЕ отречения царя Николая II авиагруппа Казакова продолжала сражаться. Хотя и авиацию постигло падение воинской дисциплины от известных приказов Временного правительства, введённая выборность командиров…

Многие фронтовики, от высших чинов до нижних, переходят на службу в создаваемую Красную армию. Его, приехавшего в Петроград, определяют военспецом – помогать в организации Красного воздушного флота. А он-то хочет летать, как летают боевые товарищи: Михаил Бабушкин, Николай Бруни, покоритель штопора Константин Арцеулов…

«Но «демон революции» Л. Троцкий не доверял бывшим офицерам, – пишет Александр Матвеев, – считал, что «эти орлы» хотят сделать «красный флот» белым, и в оскорбительной форме отказал Казакову в возвращении в небо».

А вскоре объявившийся в Питере лётчик Сергей Модрах сообщил о вербовке англичанином сэром Хилем русских лётчиков в Британо-cлавянский корпус, формируемый в Архангельске для переброски во Францию, чтобы продолжить войну с немцами. «Казаков колебался, – вспоминает со слов аса асов Матвеев, – но Модрах его уговорил».


НА ВОПРОС русских авиаторов, когда их отправят на европейский театр войны, последовал ответ командира корпуса полковника Моллера: «Где большевики, там и немцы. Зачем вам ехать их искать? Воюйте здесь». Определили аэродром — в городке Березник (Архангелькая обл.). Быстро переобучили летать на «морских лодках»-сопвичах. В боях несли большие потери. У аэродрома выросло печальное кладбище погибших лётчиков с пропеллерами на могилках.

В январе 1919 года Казаков встретил над Северной Двиной грозную «летающую лодку» русского авиаконструктора Дмитрия Григоровича – «девятку», облившую сопвич свинцом. Александр Казаков по привычке ответил – и сбил, чем окончательно перекрыл себе путь возвращения в Советскую Россию.

Летом 1919 года интервенция выдохлась, Русская авиагруппа получила предложение отбыть в Англию в составе корпуса. Согласились немногие, начав срочно учить английский язык.



1 АВГУСТА 1919-го лётчики Сергей Модрах с Николаем Белоусовичем уходили на пристань. «Я провожу вас на сопвиче, – будто озарённый какой-то мыслью, молвил Казаков. У летающей лодки возился механик в новой кожаной куртке. «Опять обновка?» – спросил командир. «Чужая, англичане подарили перед отъездом».

Свидетелю этого разговора Александру Матвееву врезались в память последние слова командира: «Чужая… Да всё здесь чужое. Аэропланы, ангары, даже форма на мне… Только вот земля ещё наша… Выводи!» Сорвал стебелёк травы, кусая его, о чём-то напряжённо думал. Перекрестился по обыкновению.

Взлетел. От уплывавшего по течению парохода с боевыми друзьями стелился тонкой змейкой дым. Казаков поднялся ещё выше… Вдруг резкий поворот… Камнем полетел сопвич вниз. Треск… Пыль… Тишина… Только слышно, как трещат кузнечики в траве».


НЕ ВЕРЯ в самоубийство православного лётчика, друзья посчитали, что от отчаянной безысходности у него разорвалось сердце. Похоронили на кладбище в Березнике, под двумя крест-накрест сколоченными воздушными винтами. С надписью на белой дощечке: «Полковник Александр Александрович Казаков. 1 августа 1919 года». В постсоветское время на могиле был установлен новый надгробный памятник, но опять-таки с самолётными винтами.


  • Другие же могилы с пропеллерами в Березнике не сохранились. Однако какая-то неведомая сила не даёт стереть со скрижалей истории имена героев…

Людмила ЖУКОВА (https://историк.рф).

Публикация Кирилла ЛОГВИНА и Виктора ШЕВЧЕНКО (СДКВ).