Про два памятника моему предку и другое
![](http://kazakseverdon.ru/wp-content/uploads/2020/09/я-i-63-1-1-1024x619.jpg)
Войсковой проект «Казачья родословная». Из конкурсного сочинения Ярослава Ануфриенко – 13-летнего родового казака из Слободского хутора станицы Таловской (Воронежская обл.).
… У моего дедушки подъесаула Александра Сергеевича Борисова (на верхнем снимке) был свой дедушка – Фёдор Дмитриевич Борисов. Мне он доводится, наверное, прапрадедом. Для удобства я буду называть его просто дедушкой Федей (и Фёдором тоже).
Так вот, родился дедушка Федя в 1913 году в деревне Темята Пермской области, которая в 2011 году была объединена с соседней деревней Марково (сейчас это территория Кляповского сельского поселения Берёзовского района Пермского края).
Как мне рассказывали, дедушка Федя был «могучим казаком». Но каким? Местным, уральским, или «пришлым»? Чтобы получше вникнуть в «далёкую старину», я воспользовался интернетом и узнал много чего интересного.
Оказывается, «первые казаки на Западном Урале появились вместе с отрядом атамана Ермака… В 1582 году они были призваны семейством Строгановых для защиты своих пермских заводов от набегов кочевников. Появилось много слобод. К 1680 году их стало ещё больше, поскольку опасность внезапного нападения «калмыков и прочих орд» сохранялась. К службе в городках-острожках широко привлекали переселённых и местных вольных людей, которых именовали потом беломестными казаками (им не платили жалование, а наделяли землёй на хороших, «белых» местах)».
Так хочется, чтобы мои предки были потомками тех самых беломестных казаков-стражников! Конечно, деревня Темята была основана только после 1700 года, но вдруг! Не зря же на темятском флаге когда-то была изображена подкова (фото полотнища есть в интернете)!
После беломестных казаков в пермских краях были другие казаки.
«В 1773/74 годах для подавления Пугачёвского восстания правительство активно использовало не только регулярные войска, но и верных ему донских и оренбургских казаков. А пермские заводовладельцы и местные власти по собственной инициативе создавали из населения казачьи отряды, которые участвовали в боях с бунтарями, боровшимися за свою свободу и права. После пленения Пугачёва эти отряды были распущены».
Дедушка Саша (Александр Сергеевич) долго не хотел говорить мне и про другую версию – мол, «не дорос ещё», пойму ли всё правильно?
В конце концов я узнал, что «в революционные события 1905-1907 годов казаки помогали властям в пресечении митингов и демонстраций, разгоняли рабочих… В Пермскую губернию были направлены несколько казачьих полков: 11-й Донской, 7-й и 8-й Уральские, 17-й Оренбургский, 5-й Сибирский». Такая уж у них служба была!
«Казаки размещались по заводам и городам, в том числе в Кунгуре, Лысьве и других местах» – это недалеко от Берёзовки и деревни Темята. «Казачьи части стояли в Пермской губернии ещё очень долго». Может быть, даже в 1913 году, когда родился дедушка Федя. Не зря же он называл себя казаком! Ведь выгоды от этого никакой не было.
Известно же, что «Советское правительство с конца 1917 года проводило политику расказачивания. Более того, в 1920 году специальным декретом Совнаркома казачье сословие было упразднено. Казаков вообще поставили вне закона и всячески преследовали».
Как сказал дедушка Саша, «у нас в Темяте всех дедов-казаков порасстреляли за то, что они своих родичей не стали разглашать». Может, он имел в виду и Гражданскую войну, тогда ведь одни были за белых, другие за красных? Я хотел узнать побольше, но дедушка сказал: «Подрасти ещё маленько».
Между прочим, моя бабушка, Татьяна Леонидовна Борисова, тоже казачка, у неё предки тоже «пострадали от властей». Она сибирячка – родом из Новосибирской области. Но корни алтайские. Точнее, её предки-казаки жили в Воронежской губернии, но царица почему-то переселила их на Алтай. А потом, в период коллективизации, их раскулачили. Многих наших пермских родственников тоже осудили. Я так думаю: мне ещё надо будет со всем этим разобраться.
Тем более, что в интернете я нашёл информацию, которая меня заинтересовала.
Там написано: «Значительную долю в числе ссыльных, принудительно переселённых в Пермскую область, составляли донские и кубанские казаки. Население целых посёлков и деревень на Урале состояло исключительно из казачьих семей. Среди их потомков оказались и известные люди, например – кинорежиссёр Станислав Говорухин, родившийся в Березниках, где жил его отец, сосланный донской казак».
Фамилия Говорухина мне и раньше была знакома. Мне понравился его приключенческий фильм «В поисках капитана Гранта».
Бабушка Таня сказала, что у Говорухина есть хорошее кино и про войну. Надо будет посмотреть.
А самое главное, я хочу сегодня рассказать вот о чём.
В 2012 году я вместе с бабушкой Таней и дедушкой Сашей съездил в Орловскую область. Там, в Мценском районе, во время Курской битвы погиб мой дедушка Фёдор. Он воевал пехотинцем в 110-й стрелковой дивизии, которая освободила село Тельчье от фашистов.
![](http://kazakseverdon.ru/wp-content/uploads/2020/09/я-657051460-8.jpg)
На памятной доске у тамошней братской могилы указаны фамилии 429 человек, в том числе Борисова Фёдора Дмитриевича. Мы поклонились его праху и высыпали на захоронение воронежскую земельку – ту самую, на которой живём мы, его потомки. Конечно, было бы хорошо привезти частицу пермской земли, но деревня Темята находится так далеко!
Из интернета же я узнал, что деревня Темята хоть и не существует больше, но «администрация Кляповского поселения Берёзовского района хранит память о прошлом. В центре села Кляпово есть памятник. На его памятной доске обозначены фамилии всех жителей округи, которые не вернулись войны». Борисов Фёдор Дмитриевич там тоже указан.
![](http://kazakseverdon.ru/wp-content/uploads/2020/09/я-ZDXpMhKZKww-1024x691.jpg)
Как сказала бабушка Таня, спасибо людям за добрую память. Недавно мы вновь помолись за их здоровье в нашем замечательном Митрофаньевском храме, который посещают жители Слободы и села Хреновое Бобровского района. У нас замечательный батюшка о.Алексий. А за упокой православного воина Фёдора молимся вместе с ним постоянно.
Конечно, памятники в сёлах Тельчье и Темята не дедушке Феде персонально поставлены, но это памятники и ему, и другим казакам, которые вновь защитили нашу Родину от иноземных захватчиков.
![](http://kazakseverdon.ru/wp-content/uploads/2020/09/Я-Доп-1-5.jpg)
Я так думаю: дедушка был бы рад, когда бы узнал, что нас в семье пятеро детей, что я, а также мои братья Сергей, Александр и Герман, – казаки. Казачкой считает себя и моя сестра Аня. И уж тем более — моя мама Наталья, она, как и бабушка Таня, имеет офицерское звание.
А я пока что имею звание урядника, хотя и это для моего возраста — очень здорово. Я вообще с малых лет проявляю к казачеству большой интерес.
Наш станичный атаман Иван Александрович Черемисин свозил меня даже в Верхний Мамон, где я принимал казачью присягу вместе с «новобранцами» кадетского корпуса имени прославленного донского атамана Матвея Ивановича Платова.
Это было так интересно и незабываемо!
Но, вообще-то, было очень торжественно, когда станичники посвящали в казаки моих братьев. Мои дедушка и бабушка тоже принимали присягу при храме.
Было это в городе Боброве, а название храма – Покрова Пресвятой Богородицы.
![](http://kazakseverdon.ru/wp-content/uploads/2020/09/i-11-1-1-1024x696.jpg)
![](http://kazakseverdon.ru/wp-content/uploads/2020/09/я-я-image-2020-09-22-15_37_46-я-я-1024x559.jpg)
Многие могут удивятся тому, что моя бабушка Таня и мама имеют офицерские звания и иногда надевают казачью форму. Только в этом нет ничего удивительного, ведь известно, что «у донцов, кубанцев и терцев такое не редкость. Казачка издавна была не только хозяйкой в доме, но и брала в руки оружие, когда требовалось встать на защиту своего куреня, хутора или станицы от нападавших. То же самое можно сказать и об остальных казачках – уральских, семиречинских и так далее – всех, чьи станицы располагались по границам русских земель.
В Первую мировую войну Георгиевскими крестами были награждены Елена Чоб, Александра Лагерова, Мария Смирнова, Варвара Кушнир, Наталья Комарова и другие казачки, добровольно ушедшие на фронт».
Моя бабушка Таня и мама хоть и не воевали, но всей душой переживают за казачество и делают всё возможное для его возрождения. Бабушка даже создала православный ансамбль «Благовест». Я вместе с моими братьями тоже участвую в сценках и её христианских представлениях.
Все великие праздники мы с бабушкой и дедушкой пребываем на службах в Митрофаньевском храме. Часто выезжаем на соборные Архиерейские службы в соседние церкви. Несём охрану во время службы на Пасху и Рождество, помогаем в установке Поклонных крестов, шефствуем над памятником фронтовикам, участвуем в патриотических акциях – «Бессмертный полк» и других… Я маленько играю на аккордеоне и разучиваю казачьи песни, мне особенно нравится «Едут, едут по Берлину наши казаки».
И вообще, быть казаком – это так интересно! Мы проводим станичные, полковые и войсковые сборы, на которых обсуждаем все наши дела и думаем, что надо сделать ещё для возрождения казачества на Дону и Хопре.
Мне даже довелось побывать вместе с дедушкой в Москве, на 25-летии Союза казаков России (2015 год). Там я сфотографировался рядышком с самим Верховным атаманом СКР П.Ф.Задорожным. Есть у меня снимки и с атаманом нашего Северо-Донского войска В.В.Галушкиным, а тем более – со станичным атаманом И.А.Черемисиным.
![](http://kazakseverdon.ru/wp-content/uploads/2020/09/я-i-38-1-1024x749.jpg)
![](http://kazakseverdon.ru/wp-content/uploads/2020/09/i-65-7-1.jpg)
![](http://kazakseverdon.ru/wp-content/uploads/2020/09/ЧиБ18-2-6-1024x644.jpg)
… Мне кажется, дедушка Федя остался бы доволен нами, его потомками-казаками. А я горжусь своей родословной и буду делать всё, чтобы не посрамить нашу казачью честь. И если у меня будут свои потомки, то они тоже станут казаками. Обязательно!
Ещё хочу сказать спасибо всем моим родичам, которые помогли мне написать такое большое сочинение. Сам бы я вряд ли справился.