Поэма про Ермака – атамана и земляка




Почётный казак нашего Войска, профессор Воронежского госуниверситета А.М.Абрамов – автор поэмы «Ермак» (2003). Почему уроженец ст.Качалинской считал атамана своим земляком?


ДЕНЬ ПАМЯТИ. 16 (6) августа 1585 года на Иртыше погиб атаман Ермак.

Чтобы почтить «славного земляка» и его сподвижников, жители волгоградской станицы Качалинской приходят к памятнику «Ермаку Тимофеевичу со товарищи», установленному здесь в 2001 году.


  • КСТАТИ, всего в России насчитывается более двух десятков памятников, посвящённых казачьему атаману и первопроходцу Сибири. На «родство» с ним претендуют Новочеркасск, Пермь, целых три деревни в Архангельской области, города Юрьевец (Ивановская область) и Суздаль (Владимирская область) и другие населённые пункты России.

Создатель официальной истории Российского государства Николай Михайлович Карамзин считал Ермака человеком без роду и племени. Воронежский профессор Анатолий Михайлович Абрамов (1917 – 2005) хоть и не историк, а филолог, но был уверен: атаман Ермак – его земляк по станице Качалинской в Иловлинском районе Волгоградской области.

Более того, Анатолию Михайловичу (на снимке вверху) было по душе местное предание: здесь, в Качалино-городке, Ермак атаманствовал, здесь же сформировал своё войско, состоявшее из 540 донских и волжских казаков, и отправился очищать Сибирь от грабительских нападений хана Кучума. Всё это нашло отражение в его поэме «Ермак».

Ниже приводится авторское вступление к означенной поэме, напечатанной в российском ежемесячном литературно-художественном журнале «Подъём» (№7, 2003, Воронеж).

Саму поэму, которая состоит из пяти глав и имеет большой объём, можно прочитать на сайте https://stihi.ru/2010/11/10/6210 .





Анатолий АБРАМОВ

Член Союза российских писателей, литературный критик и доктор филологических наук.


У меня было несколько строф о Ермаке. Как-то я услышал о памятнике ему, поставленном в моей родной станице. Чтобы узнать точнее, так ли это, я послал письмо в Большую школу, в которой учился подростком.


Ответа из школы не было. И вдруг в апреле 2001 года я получил письмо от Чуйкина Валерия Александровича, главы администрации станицы Качалинской, и здесь же, в письме, – «Краткую историческую справку» о том крае.

Они как бы возвращали меня к беседам в Большой школе, прежде всего к беседам Веры Ивановны Кожекиной, учительницы не только прекрасной, но и которую нельзя забыть: так много с ней связано.

Именно от неё мы, школьники, впервые услышали о Ермаке, и не только как об удивительном атамане, но и о том, что точно не известно, где он родился. Об этом идут споры, местом рождения его объявляют себя многие станицы, да и некоторые поселения в Западной Сибири.

Поводом для письма как раз и было открытие памятника Ермаку, хотя в присланных материалах говорится о многом.

Об открытии памятника в письме В.А.Чуйкина сказано в таком контексте:


«Действительно, 23 февраля 2001 года в станице Качалинской у сохранившейся колокольни церкви был открыт памятник «ЕРМАКУ ТИМОФЕЕВИЧУ СО ТОВАРИЩАМИ», так как, по историческим данным, Ермак является уроженцем ст. Качалинской.

Памятник представляет собой мраморную трёхметровую глыбу с кованым крестом наверху. Большая и Малая школа в станице Качалинской сохранились и действуют до сих пор.

Территория администрации Качалинского сельсовета объединяет станицу Качалинская, станцию Качалино, санаторий «Качалинский». Всего по администрации численность населения составляет 2830 человек.

Отдельных книг о ст. Качалинская нет, но ведётся сбор данных, связанных с историей станицы, в дальнейшем планируется открытие музея. В ближайшее время в районе церкви будет построена действующая часовня, готовятся документы по восстановлению церкви.

Анатолий Михайлович, если у Вас имеются исторические документы, старые фотографии, связанные со ст. Качалинская, прошу поделиться с земляками».


Значительных документов у меня нет, и не было. Но кое-что я послал.

В «Краткой исторической справке» и особенно в присланной год спустя «Истории нашего поселка» раскрывается судьба малой родины Ермака; судьба, видимо, обычная для подобных поселений, но вместе с тем трагическая.

Уже в первом письме говорится: «Много страдала станица на своем веку. В 1683 году азовские татары и черкесы многих казаков порубили, забрали скот, в 1775, 1830, 1848, 1885 годах вся выгорала, в 1820, 1848 сильно затоплялась».

Трагическим было само появление станицы. Об её начале узнаем:

«Сюда, на Дон, на широкое и дикое поле, бежали от Руси смелые и мужественные люди. Уходили холопы от жестокого барина, бежали крестьяне, оставив свои дома и «жеребья» «впусте», убоясь страшных побоев и истязаний… Немало было утеклецов с каторги, из острогов, из тюрем, уносили беглые свои «животы» от пыточного застенка».

В «Истории нашего поселка» даётся итог разным сведениям о времени зарождения станицы. Вот эта информация:

1.«Исторические факты говорят о том, что Качалин-городок был известен ещё в 1569 году. 31 мая 1569 года начали поход турецкий султан Селим совместно с крымским ханом Давлет-Гиреем на русские земли. Татаро-турецкое войско насчитывало 8 тысяч человек. Переход от Азова до Дону… до Междуречья Волги и Дона занял пять недель. Плывшие по Дону суда и следовавшая берегом конница сошлись у казачьего городка Качалина на Дону.

В пользу этого свидетельствует и такой факт, как появление в городке Качалино знаменитого Ермака Тимофеевича, который перед своим уходом на Волгу (1579), а потом к именитым купцам Строгановым на Урал, избирался атаманом Качалинского городка».

2.«До сих пор вы услышите на Урале: Ермаков камень, нависший над Чусовой, Ермакова пещера, Ермаков перебор на Чусовой, Ермаков родник, Ермакова заводь в устье Вагая, где погиб прославленный полководец».

В то же время краеведы со стародавних времён подчеркивают: «Мужал и рос Ермак в Качалине-городке. Был он человеком отличных способностей, не только храбрый, смелый, но и сообразительный, умело управлял немалыми соединениями людей…»; люди «не только видели достоинства Ермака, они и любили его».

Свое название, говорится в той же «Истории…», станица получила от клички «Качал», которую имел волжский разбойник, поселивший свою ватагу на острове, образованном рукавом Дона.

Здесь же, в «Истории…» сказано:

 «Если в 1569 г. Качалин-городок был уже известен как населённый пункт, то возникновение его в середине XVI века не вызывает никаких сомнений. Можно даже смело предположить, что он возник ещё раньше…»

В «Исторической справке» и «Истории…» немало и других важных сведений. Но нам, сегодняшним, интересно узнавать и то, что там упоминаются Протока и Быстрая – рукава Дона, без которых нет того края и сегодня. И даже узнаём такие подробности: «Как и в каждой станице, в Качалинской тоже были названия различных частей, концов поселения. Так, верхняя часть называлась «Сибирь», нижняя «Завал», потому что находилась за валом бывшей Царицынской сторожевой линии».

Название же «Сибирь» имеет прямое отношение к содержанию поэмы «Ермак».

2003 год.

Подготовил Виктор ШЕВЧЕНКО.

г.Воронеж.





КСТАТИ





Кем он был и как точно звали – неизвестно


Настоящее имя человека, именуемого Ермаком, скрыто за пеленой времени и тайн.

Неизвестно и как он выглядел, все описания историки относят к недостоверным.


Между тем, тобольский боярин Семён Ремезов в «Истории Сибирской» описывал его как человека, имевшего облик стeпнякa: «плoскoлиц, черен брaдою…»

Одни считают, что Ермак – это прозвище, означающее «жернов для мельницы», другие считают, что это сокращенное прозвище от Ермолая, третьи уверены: Ермака звали Василием.

Летописец XVII века Савва Есипов писал, что «дед Ермака был города Суздаля посадский человек и жил в великой скудности, звали его Афанасий, Григорьев сын, по прозванию Оленин». А самого атамана именовали «Василей Тимофеич Аленин» (или Оленин), а прозвище Ермак значило «артельный котёл».

Было и другое прозвище: Токмак, что значило «бить», «калечить» и говорило о нраве атамана. Но называли его и Ермилой, и Германом, и Еремеем.

Некоторые считают Ермака ногайцем или даже сибирским татарином – выходцем из семьи местных князей, которых разорил хан Кучум. Тюрское «Ермак» переводится, как «забава, веселье» или «холостяк».

Хану Кучуму Сибирская летопись приписывает такие слова о Ермаке: «самозванец приидох корысти ради и величия».

Мусульманские устные легенды говорят о том, что Ермак был мусульманином, и бек Елычай хотел отдать замуж за Ермака дочь, и что хоронили Ермака по мусульманским обычаям.

Не знаем мы ничего и годе его рождения. Вроде бы к моменту похода на Кучума Ермаку было 40–45 лет. И это всё. Об этом сообщает «Рамблер».


А исследователь старины Николай Панов полагает: «Похоже, что покоритель Сибири легендарный Ермак не был ни разбойником, ни донским казаком. Многие факты говорят о том, что он принадлежал к старинному дворянскому роду Булгаковых и входил в список царских опричников Ивана Грозного 1573 года.

Вероятно, опричник Сулемен Булгаков стал «казацким атаманом» по прозвищу Ермак Тимофеев. В ту пору на Руси в обиходе было «двуимение». Одно имя давали мальчику при крещении, а другое, «мирское» имя давалось, чтобы уберечь его в течение жизни от тёмных колдовских сил. Восточное имя Сулемен (правильнее Сулейман) было «мирским». «Крестильное» православное имя, возможно, было Ермолай, а его сокращенная форма стала прозвищем «Ермак».




По информации историка Е.П.Савельева, православный архиепископ Киприан из г.Тобольска «занёс в синодик для вечного поминовения донского казацкого атамана именем Ермак. Это означает, что другого имени у него не было, т. е. греческого, из святцев».




Ещё можно предположить, что деятельность Сулемена Булгакова носила такой секретный характер, что он вынужден был скрывать своё настоящее имя, даже, от подчинённых ему казаков, которые знали его под именем Ермак, а по отчеству Тимофеев сын. Выходило: атаман Ермак Тимофеевич!..».


Источники:

https://weekend.rambler.ru

https://proza.ru


Фото и художественная иллюстрация:

https://yandex.ru/search/


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *