С поклоном к «своему» памятнику
Сожалея, что 26 июля не будет акции «Бессмертный полк России», атаман Черемисин и его казаки порешили: «Посетим, посему, «подшефный» монумент!»
Войсковой старшина Иван Александрович Черемисин (на снимке – справа) не первый год является атаманом станицы Таловской Хопёрского округа Северо-Донского казачьего войска (райцентр Таловая, штаб Войска – в Воронеже). Входит в Совет стариков СДКВ, за неустанные труды по возрождению казачества многократно награждён.
Примечательно, что «подшефный» монумент под условным названием «советский солдат с автоматом» находится от станицы километров за 50 – даже не в Таловском, а в соседнем, Бобровском районе.
Как поясняет Иван Александрович, «тому имеется несколько уважительных причин».
Во-первых, памятник стоит в селе Слобода, которое практически слилось с известным на всю Россию коневодческим селом Хреновое (возникло в стародавние времена, по воле свободных хопёрцев, название образовано от слова «хрен»; этого растения тут произрастало «неимоверно»).
Сама Слобода возникла 175 лет назад на территории, прилегающей к центральной усадьбе Хреновского конного завода графа Орлова-Чесменского (село Хреновое); поначалу Слобода прозывалась Солдатской слободкой. Первыми поселенцами села были солдаты и казаки, отслужившие свой срок на конезаводе.
– Мы, казаки, по отношению к лошадям вообще неровно дышим, – говорит атаман Черемисин. – Мы готовы бывать тут хоть каждый день, любоваться орловской (названной в честь графа) породой рысаков.
Во-вторых, правясь на Слободу, таловские станичники «всегда имеют в виду» настоятеля тамошнего Митрофаньевского храма протоиерея Алексия Ботвинкова, который издавна окормляет казаков со всей округи.
– Какой же это замечательный батюшка! – говорит ближайший сподвижник атамана Черемисина, хорунжий Сергей Геннадьевич Калугин. – Его сердце открыто людям, и это сразу чувствуется…
Представьте себе, в 2007 году настоятель переселился в скромное жильё, а свой дом отдал под приют для бездомных. С той поры ему благодарны десятки, если не сотни людей, поскольку со временем сельская администрация выделила здание побольше. Батюшка имеет множество наград от Церкви и казаков.
Поскольку на эту тему можно говорить долго, атаман Черемисин «констатирует кратко»:
– Отец Алексий несколько лет назад надоумил нас, казаков: надо бы взять под свой постоянный досмотр памятник, который вроде бы как не «сельсоветский», а «ведомственный» – находится рядом с одним из корпусов противотуберкулёзного санатория в Слободе, который был основан в 1897 году как частная кумысолечебница популярного в дореволюционной России доктора Габриловича, при Хреновском конезаводе.
Лечащий персонал нынешнего санатория сплошь «немужчинский», им даже руководит женщина, Татьяна Валентиновна Неводова. «Она хоть и деятельная, а помогать ей надобно», – веско сказал своей войсковой пастве «казачий священник».
Это, так сказать, очередная, третья «уважительная причина» из названных Черемисиным.
– Есть и «сопутствующие моменты» к этой причине, – говорит большой поклонник краеведческой истории, таловский казак Алексей Алексеевич Звонников.
Оказывается, установленный на территории санатория памятник — это символ того, что в период Великой Отечественной войны на территории Слободы располагалось несколько госпиталей для лечения раненных защитников Родины.
Помимо кумысолечения, в «деле» выздоровления советских солдат свою роль играла «экология» – с севера к санаторию примыкал «целебный и могучий» Хреновской бор.
Сосновый лес, кстати, сослужил добрую службу Петру Первому при строительстве кораблей на воронежской верфи, для чего были задействованы реки Донского бассейна, начиная с речек Хреновая и Битюг.
Увы, в августе 1942 года Хреновской конезавод, его лечебница и «сопутствующее» жильё подвергались массированной вражеской бомбардировке, были жертвы.
Так что, «солдат с автоматом» – это ещё и дань памяти людям, погибшим в 42-м.
Более того, памятник безмолвно свидетельствует о том, что здесь, в окрестностях и на базе санатория, был сформирован танковый корпус, убывший под конец 42-го на Воронежский фронт.
– В-четвёртых, – продолжает неспешно загибать пальцы атаман Черемисин, – хочу отметить немаловажную и даже приятную, в определённом смысле слова, причину, по которой таловские казаки шефствуют над памятником «солдату с автоматом» в Слободе…
Как выяснилось, станичники из Таловой – всегда желанные гости супругов Борисовых, проживающих в Слободе. Эти потомственные казаки – Александр и Татьяна (она, между прочим, родом из Сибири) посильно и сверх того, занимаются возрождением казачества, приобщили к тому внуков, они всячески помогают о.Алексию в его праведных трудах по воспитанию сельских детей в традициях православия.
В общем, таловским казакам, состоящим в том же Северо-Донском казачьем войске, всегда есть где остановиться. Жаль, конечно, что сейчас здоровье не позволяет Александру «засучить рукава, как в прежние времена» для обустройства памятника, но он «крепок духом и несгибаем», когда нужно наведаться к нему, вместе с супругой – по своей инициативе или «по великой просьбе и первому звонку» атамана Черемисина. Так было, к примеру, в День Памяти и Скорби, 22 июня, ведь казаки основные визиты приурочили к 9 Мая, 75-летию Парада Великой Победы.
… Да, ведь не сказано самое главное! Шефство заключается не только, и не столько в праздничных возложениях венков и цветов, а в текущих (из года в год) и капитальных (в том числе к 75-летию Великой Победы) ремонтах памятника за «лично-казачий счёт», за что спасибо всем причастным к этому делу людям, а особо – атаману Черемисину и всё тем же, особо лёгким на подъём, – неутомимым казакам Сергею Калугину и Алексею Звонникову.
– Может, это и не скромно, – говорит в заключение Иван Черемисин, – но мы сочли нужным снабдить «своего», «всегда готового в бой солдата на пьедестале», небольшой, но заметной надписью о нашем, казачьем шефстве. Так что, есть и пятая «уважительная причина», по которой мы из года в год обихаживаем самый обычный памятник, каковых по России тысячи и тысячи, – мы, казаки, неотрывная часть российского народа. Мы, казаки, патриоты нашего Отечества!
И впрямь, пусть о патриотическом прихопёрского казачества знают хотя бы те россияне, что приезжают в санаторий, который неразрывно связан с богатой историей нашей страны.
Николай СТАРЫХ, есаул.