Как казаки хворь изгоняли и полковыми лекарями были



Речь пойдёт о необычных способах лечения. Вернее, о тех, что удивляют в 21-м веке.


Не поверите, в старину самым ходовым средством самоврачевания была … нагайка!

Чуть начался насморк, появилась общая слабость, первые симптомы простуды, казак брал эту короткую ременную плеть и понужал себя по спине…

Чем сильнее хворь пробрать успела, тем с большим усердием хлестались. Правой рукой, по вдоль спины, справа полста раз и слева столько же, потом поперёк, по рёбрам, подняв одну руку, справа и слева, чтобы большую часть грудной клетки охватить.

После такой экзекуции спина горит жарче, чем от парилки или свежих горчичников! Симптомы простуды улетучиваются почти мгновенно. Оно и немудрено, нагайка вызывает мощный приток крови к коже и выброс адреналина.

Андрей ШУЛЬЦ.

l-navigator.ru

https://ecology.md/page/kak-kazaki-hvor-progonjali

***


Чем только казаки в старину не лечились! Например, использовали … конский навоз.

Его прикладывали к ожогам. При ревматизме в кадку помещали свежий измельчённый навоз, заливали его кипятком и ставили туда валенки, больной всовывал в них ноги и парил голеностопы. Этим же средством лечили от запоя: в стакан выжимали конский навоз, а затем поили им любителя зелёного змия.

Не мудрствуя лукаво, от лихорадки казаки избавлялись потреблением казёнки (водки) или дымки (самогона первой выгонки) в смеси с ружейным порохом.

Из теплой свиной мочи готовили ванночки, в которых парили ноги при наличии грибковых заболеваний.

Жир енота, куницы и барсука считались полезными при простуде и воспалении легких, причём если не помогал один жир, то пробовали лечиться другим. Бывало, животные жиры смешивали, например, жир лягушки и индюка этим снимали опухоли.

И.ТИМОЩЕНКОВ.

«Общественный быт и народные обычаи Казанской станицы».

https://pandia.ru/text/80/041/28840.php

***


Не зная химии, но обладая природной смекалкой и наблюдательностью, казаки и себя оберегали, и других лечили.

В 17 — 18 веке тяжелораненых воинов, потерявших много крови, поили «кузнечной водой» – в которой охлаждались сабли в процессе закаливания.

Это казацкое «колдовство» можно легко объяснить с помощью химии – окись железа, попадая в воду, делает из неё необходимую для ослабленного организма «минералку».

Известно также, что раны лечили … сырой рыбой. Рыбный «компресс» накладывали на рану, после чего она быстро затягивалась. Колотые раны, самые глубокие и болезненные, залечивали маслом зверобоя и полынной … медовухой.

Сырую воду из незнакомых источников казаки не пили. Всегда старались её прокипятить, добавив туда полынь или зверобой – травы, обладающие антимикробными свойствами. Если такой возможности не было, заедали воду … древесным пеплом (своеобразный заменитель активированного угля). Этим нехитрым средством предохранялись от холеры.

Особыми знаниями и сноровкой обладали казаки-костоправы. Они вправляли вывихи, на ощупь определяя смещение костей. Рентгеновских аппаратов тогда не имелось, да они были и не нужны. Кандидат в костоправы должен был собрать разбитый сосуд, помещённый в завязанный мешок. Едва ли современные дипломированные хирурги способны повторить такой трюк.

Н. ПРИСТУП.

Weekly.ua

https://vozrod.jimdofree.com/казацкое-здоровье/

***


Первые лечебные учреждения – войсковые «гошпитали» – у донских и других казаков появились много позже 1800 года. И кто же в ту пору осуществлял лечебное дело?

Решить проблемы медицинского обслуживания казаков в числе первых взялся атаман Матвей Платов (1753 — 1818). Он повелел создать в Войске Донском штат лекарей из «природных» казаков. Для этой цели от каждой станицы было отобрано по одному допризывнику. Малолетки постигали азы медицины под началом войскового доктора. Из 114 обученных казаков 73 в дальнейшем лечили своих земляков.

Позже на курсы военных лекарей активно направляли народных целителей, а проще говоря, знахарей.

Такие «доктора» по привычке применяли травы и другие народные средства, «сотворяли» заговоры. Нередко болезнь «смывали», «выкуривали», «вымеряли», «высасывали», «выгрызали», «топтали». В то же время даже хирургические операции практиковались, о чём речь пойдёт далее.

Обычно перед лечением читалась подходящая молитва – «Отче наш» или другая, адресованная Богородице либо конкретному святому. Лекари при этом выступали как бы не от себя, а от имени Бога: «Не я лечу, а я шепчу»; «Сам Господь три раза дунуть мне дал»…

Припомнив всё, чему его учили на курсах, врачующий казак чаще всего предпочитал «проверенные», народные способы борьбы с хворобой.

Говяжьей желчью лечили ожоги и «глазную болезнь». Коросту выводили смесью пороха и коровьего молока, простокваша использовалась при лечении сибирки, а против чирья готовили своеобразный пластырь: на заячью шкурку накладывали сметану и затем привязывали к больному месту.

Если человек «чах от болезни», резали корову, вычищали из неё внутренности, затем больной забирался внутрь туши по горло и оставался там на «потребное» время.

Что касается хирургических операций, то их уровень бывал довольно-таки высок. Свидетелем одной из них стал знаменитый русский врач Н.И. Пирогов (1810 — 1881).

… Всё делалось после захода солнца, поскольку в это время почти нет мух – главных разносчиков инфекции… Раненого уложили на соломенные снопы. Напоили допьяна. Раненое место – ногу – перетянули жгутом, обложили льдом, а потом лили холодную воду. Подходящий нож накалили докрасна, чтобы прижигал кровоточащие края разреза…

А в завершение всего, после изъятия пули, «хирург» зашил края раны, предварительно вложив в неё какое-то снадобье и длинный конский волос. Пирогову объяснили, что если рана загноится, то вся грязь будет выходить по этому волосу, а если всё хорошо заживёт, то волос либо сам выпадет, либо вынуть его не составит труда. Прооперированную ногу уложили в специально выструганные самшитовые лубки и забинтовали. Уже через несколько дней казак, прихрамывая, ходил.

Ампутации делали ещё быстрее, при этом культю обязательно макали в кипящую смолу, чтобы спасти человека от гангрены.

СЕРГЕЙ.

kazak-kushva.ru

https://fishki.net/1432009-kazachja-medicina.htmlФото:https://prezentacii.org/