Победа на Азове и атаман Фрол Минаев
В 1696г. Пётр Великий предпринял второй поход на Азов. «Виват казакам донским! Виват атаману Минаеву!» – был потом царский тост.
Атаман Фрол Минаев проявил вместе с казаками такие чудеса храбрости и искусство ведения боя, что это сложилось в легенду.
Крепость Азов, полностью блокированная русскими войсками с моря и суши, вынуждена была вскоре сдаться. Сам царь Петр тогда отметил мужество и силу атамана Фрола Минаева.
Атаман с казаками, заняв угловой бастион, отразил все атаки басурман, сделав их положение безвыходным.
Пётр, почувствовав, что настал решающий момент, назначил общий штурм на 22 июля. Но приступ не состоялся: 18 июля османы, поняв безнадежность своего положения, сдались на условиях свободного выхода из города.
Чрезвычайно довольный этим успехом, царь в сопровождении атамана и генералов отбыл в Черкасск.
Там Минаев на правах хозяина дал роскошный пир в честь азовской виктории. Праздновали победу в обширном минаевском курене, лучшем в Черкасске.
На пороге царя хлебом-солью встретили три сына Минаева – крепкотелые казаки, прошедшие под приглядом отца не одно сражение с врагами Дона и России.
Петр, приняв серебряный поднос с хлебом-солью, по очереди расцеловал кряжистых потомков атамана и по дубовой лестнице прошёл на второй этаж, где в обширной горнице были накрыты обильные столы.
На стенах комнаты висели богатые персидские ковры, на которых красовалось различное оружие: пищали, ружья, сабли, кинжалы, луки, конская сбруя.
Вдоль стен расторопные слуги поставили дубовые лавки и раздвижные стулья, покрытые шелковыми подушками.
Жена Минаева, наряженная в лучшие одежды, встретила гостей поклоном, предложив рассаживаться за столом.
Внимательные слуги, называвшие Фрола Минаева «бачкой», до краев наполнили терпким вином чеканные серебряные кубки для гостей, а царю атаман самолично поднёс серебряный тяжелый кубок с тройным касильчатым мёдом, особо ценившимся у казаков за крепость и вкус.
Кубком этим, подаренным ему в Москве 20 лет назад, атаман особливо гордился и подносил его исключительно уважаемым гостям. Пили из сего кубка тайши калмыцкие и мурзы ногайские, и послы московские, но государь Всея Росии случился в доме Фрола Минаева впервые.
Пётр принял тяжелый кубок, улыбнулся в усы и тихо начал:
- – Господа! Давно и упорно стремились предки наши пробить желанный выход в море Азовское, а за ним – в воды Черного моря, но дело сие зело трудное свершить им не удалось. Поднять труд сей тяжкий Господь положил на наши плечи, и мы с честью справились с оным! Азов отныне россиянам принадлежит. Виват храбрым россиянам! Виват казакам донским! Виват атаману Минаеву!
Все вскочили с мест, весело чокаясь серебряными кубками, а государев денщик Александр Кикин выскочил на крыльцо, дал знак пушкарям, и тотчас канонада разорвала августовский воздух над донской столицей.
Небо расцветили огни фейерверка. То был первый фейерверк и салют в истории России, данный в честь военной победы россиян. Потом ещё не раз будут греметь салюты в честь русского оружия, но тот, минаевский салют, так и остался первым…
Отгремели бои под Азовом, отшумели торжества по поводу славной виктории над турками, имя Фрола Минаева стало широко известно в русской армии, но это мало радовало уставшего от беспрерывных походов и боев атамана. Он видел, что с приходом государевых войск на Дон убывают вольности казачьи, и, хотя казаки практически из года в год избирали его войсковым атаманом, мирская власть уже не радовала его.
Пройдя сложный жизненный путь от соратника Степана Разина до сподвижника и любимца Петра Великого, он принял схиму, уйдя в монастырь под именем Филарета.
В первой половине 1700 г. Фрол Минаев скончался и был торжественно погребён на кладбище Преображенской церкви в Черкасске. Дело его продолжили сыновья и внуки, известные в донской истории под знатной фамилией Фроловых.
Михаил АСТАПЕНКО.
Из книги «Донские казачьи атаманы».
КРАТКАЯ СПРАВКА
Фрол Минаевич Минаев (? – 1700) — донской казак, а затем войсковой атаман. Храбро сражался во славу Отечества при двух Государях – Фёдоре III Алексеевиче и Петре Первом.
Как атаман впервые упоминается в источниках в 1667 году, а в последний – в 1699-м.
Участник персидского и волжского походов Степана Разина. Однако в 1670 году перешёл на сторону атамана К.Яковлева и казацкой старшины, враждебной Разину.
Далее, как донской атаман, верно служил царской фамилии. В 1688 году впервые получил благодарность от Петра Алексеевича за «усердное устройство порядков средь казачьей братии».
В 1689 году с пятью сотнями казаков отличился в походе русской армии на Крымское ханство.
В 1695-1696 годах героически проявил себя в обоих азовских походах молодого Петра I. Во время второго похода сам царь отметил сметку и храбрость атамана Фрола Минаева.
В 1699 году участвовал в царском посольском визите в Константинополь и заключении мира с Турцией.
Под страхом смертной казни запрещал казакам заниматься земледелием, ибо «им надлежит быть воинами». Известен также как преобразователь донского быта: перенял у русских бояр многое из их образа жизни и даже «допустил в общества на Дону» женщин. Был первым, к отчеству которого начали прибавлять ич, называя его Флор Минаич или Флор Минаевич.
Проявил себя непримиримым противником старообрядчества. Это, а также «отходничество» по отношению к Степану Разину и лишение Дона былых казачьих привольностей сильно повергало его в раздумья на старости лет. В конце концов, постригся в монахи под именем Филарета, сильно каялся в своих прегрешениях и скончался в 1700 году в Черкасске, где и похоронен.
Его старшие сыновья Максим и Василий Фроловы в петровское время занимали видное место среди старшины Войска Донского.