Марьина Роща. Это там, где море, горы, Геленджик




Красивое название геленджикского пригорода символизирует любовь и верность, оно связано с легендой о юной офицерской жене Марье, героине Кавказской войны.


Дина Ковалевская (г.Воронеж).

Эту замечательную легенду я не раз слышала на черноморском отдыхе, причём не только от жителей Геленджика. Её с увлечением пересказывали экскурсоводы городского историко-краеведческого музея – по ходу выставки «Кубанские казаки – сыны Воли и Славы». 


Более того, в мини-музее кубанского быта при библиотеке №14, расположенной в Марьиной Роще, довелось ознакомиться с краеведческими заметками Натальи Бяковой-Смоленской «Страницы летописи Геленджика. Легенды и были». Здесь же я засняла на смартфон пару страниц из романа «Шли казаки за Кубань» писателя Василия Буряка (г.Новороссийск). Обратимся к ним.






«Это было в 1836 году, в ходе долгой Кавказской войны (1817-1864), когда наши войска под командованием генерала Вельяминова, выбив турок, заняли небольшую площадку у моря возле горы Дооб и заложили форт Кабардинка (строительство крепости-укрепления закончилось в 1841 году).

В ту пору служил здесь молодой храбрый прапорщик Кузьмин-Караваев, в охранном отряде.

Он был сыном солдата, но с малых лет привык к военной службе, стал лихим кавалеристом и дослужился до поручика.

Став офицером, влюбился в дочь своего военного начальника красавицу Машу. Маша ответила ему своим чувством. Но их любви противился отец Марьи, прочивший дочке в мужья офицера из богатого княжеского рода.

Алексей Кузьмин-Караваев затеял ссору с соперником и вызвал его на дуэль. На дуэли Алексей тяжело ранил своего соперника, за что сразу же был понижен в чине, и в качестве наказания получил ссылку из Центра России на Кавказ. Он прибыл в Кабардинский полк уже прапорщиком, вместе с похищенной им Машей.


Однажды стало известно от пластунов-разведчиков, что в горном лесу, со стороны Геленджика, наблюдается большое скопление турок и поддерживающих их горцев. Они мастерят лестницы и длинные шесты с крючьями для штурма укрепления. Командир поста приказал готовиться к обороне. Тут к нему обратился прапорщик Кузьмин-Караваев, с предложением нанести опережающий удар. Командир согласился.

В ударный отряд были отобраны самые храбрые.

Увидев, что на них напал небольшой отряд, турки и черкесы оборонялись, надеясь на своё численное превосходство.



Кавказская война. Картина художника Ф.Рубо.


И в самый накал боя кривая турецкая сабля врага угодила в голову прапорщика. Конь вынес его на себе с места схватки, а прискакав к дому, громко заржал у ворот. Маша услышала и подхватила умирающего мужа. Лекарь привёл прапорщика в сознание.

Очнувшись, прапорщик увидел себя в постели раздетым и что есть мочи закричал:

– Почему я здесь? Где мой отряд?! Мундир! Коня!

–  Милый, успокойся! – отвечала Маша. – Ты будешь с ними, и они победят!


Она вмиг облачилась в военную форму мужа, надела его папаху, взяла саблю и выбежала на двор, быстро вскочила в седло и помчалась на шум боя. Вслед за ней поскакали и другие кавалеристы.

В это время туркам удалось склонить ход битвы в свою пользу, а в отряде приуныли, видя отсутствие прапорщика. Турки со всех сторон стали теснить отряд.

И вот вдруг послышались голоса, передавая радостную весть:

– Ура!.. Прапорщик с нами!.. Он жив!..

То на одном, то на другом фланге в самой гуще сражения мелькала, словно воскресшая душа прапорщика, фигура в форме и на коне.

Такого небывалого подъёма турки не выдержали и побежали.


В горячке боя Марья бросилась преследовать врага, и, оторвавшись от своих, оказалась одна, посреди десятка турок.

Турки окружили неуязвимого всадника, но Мария рванула напролом, чтобы вырваться из кольца, и опустила саблю на голову одного из турок. В ответ девять клинков сразили её насмерть.

… Марью подобрали те, кого она вдохновила на победу. Её захоронили вместе с мужем в укреплении, а рощу, где она погибла, назвали Марьиной».


Между тем, могил Марии и её супруга не сохранились, поэтому уместнее называть их историю легендой, но не былью. А вот другая местная легенда вроде как имеет реальное отражение, однако носит совсем уж сказочный характер.

… В один из дней турки напали на Марьину Рощу. Женщины и дети спрятались в ущелье. Мужчины храбро, стойко защищались, но силы были на исходе. Остались четыре брата, они стали спина к спине, плечо к плечу и не пропустили врага, но сами погибли. На том месте сам собой вырос дуб «о четырёх стволах»! Его можно лицезреть на автобусной остановке, на фоне Маркотхского горного хребта.




*

КСТАТИ. Кавказская война окончилась 21 мая 1864 года. Сразу же первые 800 казаков Кубанского войска и отставных матросов Черноморского флота из города Николаева были расселены по 12 новым станицам, созданным на участке от Геленджикской бухты до реки Туапсе. Большинство из них существует и поныне, что находит отражение в «окружающей среде», экскурсиях для отдыхающих и в повседневной жизни возрождённого черноморского казачества.

Примечательно, что 20 апреля 2023 года депутаты Законодательного собрания Краснодарского края в ходе очередного заседания присвоили Геленджику почётное звание «Город воинской доблести».


Подготовила Дина КОВАЛЕВСКАЯ.



Фото: Дина Ковалевская; открытые медиа-источники.