ДВА ИВАНА, или Скорбная память войны




Первый в России памятник солдатам, искалеченным войной, был открыт в День освобождения Белгорода (05.08.2020) на учебной базе казаков «Золотая подкова».


В торжественном мероприятии участвовала делегация Северо-Донского казачьего войска (штаб в Воронеже).



Многие белгородцы знают «Золотую подкову» как конноспортивный клуб и садовый центр в пригородном селе Пушкарное. А вообще-то, «Золотая подкова» – это многопрофильное крестьянско-фермерское хозяйство, которое основал на месте бывшей колхозной фермы Евгений Биличенко.

Но, как выяснилось, 5 августа Евгений Владимирович созвал гостей не как фермер, а как руководитель общественной патриотической организации всё с тем же названием – «Золотая подкова». Это в перечне её заслуг будет памятник многострадальным ветеранам-инвалидам Великой Отечественной, который называется «Два Ивана».

Оказывается, уроженец приднепровских казачьих мест хоть и зоотехник по образованию, но «историк по призванию и давно уже белгородский краевед-патриот, собиратель старины»; он имеет тесный контакт с различными общественными организациями того же, патриотического толка, и в первую очередь – с Белгородским казачьим округом Союза казаков России.


Сюда, в село Пушкарное, окружной атаман Евгений Костюков (на фото, сделанном 5 августа 2020 года, он слева) привозит своих «новобранцев» и воспитанников военно-патриотических клубов, чтобы они «сполна осознали себя донцами-станичниками и почувствовали свою принадлежность к казачеству».






Административное здание «Золотой подковы» по своей сути является краеведческим образовательно-познавательным центром, в котором сосредоточено великое множество экспонатов по истории Белгородчины и казачества.

Тут только подков – более 6 тысяч! – поразился заместитель атамана Северо-Донского казачьего войска по работе с молодёжью Вячеслав Деев (на снимке ниже — он слева). – Надо бы и нашим молодым казакам проторить сюда дорожку – для расширения исторического кругозора и приобщения к неподдельной казачьей старине…

– Лично я за эту идею голосую обеими руками, – откликнулся атаман станицы Жердевской Хопёрского полкового округа СДКВ Алексей Евсеевичев (в центре снимка). – Подумать только, вот именно здесь, рядом с «Золотой подковой», более двух веков назад существовало поселение, в которое входили сёла Казацкое, Стрелецкое, Драгунское и Пушкарное. Какие простые и понятные названия!




Воронежцы не случайно попали в Пушкарное. Атаман СДКВ Виктор Галушкин (на снимке выше — он справа) в своё время был заместителем Верховного атамана Союза казаков России по Дону, и вместе со своими активными сподвижниками приложил немало усилий к созданию Белгородского округа СКР. Теперь округу уже более 10 лет, а содружество продолжается плодотворно.


Вот, скажем, в состав нынешней северо-донской казачьей делегации входил бывший командир отряда спецназа ГРУ Василий Саввин (на снимке — с женой Натальей), которого белгородский атаман Евгений Костюков давно и хорошо знает – тот является кавалером двух орденов «Красное Знамя» и двух орденов «Красная Звезда». Конечно же, ветерану-воронежцу есть что вспомнить, рассказать белгородским «братам-казакам». Помимо того, отец Василия Ивановича освобождал Белгородскую область от фашистов.



– Разве это – не преемственность поколений?! – восклицает Евгений Иванович Костюков. – Вдобавок ко всему, сегодня будут стоять в карауле и выступят с концертными номерами ребята из военно-исторического клуба «Белгородская Засечная черта» – наша юная смена…


– Костюков вообще знает толк в таких вещах, – комментирует Евгений Биличенко (на снимке — второй справа), который теперь тоже знает Василия Саввина (второй слева). – К примеру, мне ли не ведомо, что недавно, 12 июля, атаман провёл на высшем уровне мероприятия, связанные с 77-й годовщиной Прохоровского сражения…


Там, в районе Прохоровского поля, округ давно уже имеет свою, причём, образцово-показательную, энтографическую станицу Атаманскую, а в этом году при ней был открыт ещё и музей воинской славы.


Так что, атаман Костюков, который является также ветераном Вооружённых сил и органов госбезопасности, по праву «командовал парадом» и на открытии нового памятника, а перед этим участвовал в решении многих организационных вопросов.

На митинге «в одной шеренге» с ним и Виктором Галушкиным стояли представители различных патриотических организаций, в том числе: председатель «Морского собрания Белгородской области» Н.С.Якубовский, председатель Союза десантников Белогорья М.И.Абдрахимов,  и.о.председателя регионального отделения ДОСААФ С.А.Ковалев, председатель региональной организации ветеранов МВД и внутренних войск В.С.Удотов…

К собравшимся обратились депутат Государственной думы РФ Ю.А.Селиванов, исполнительный директор областной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов С.Н.Скрипка, а также люди, которых Е.В.Биличенко назвал своими «духовными единомышленниками и вдохновителями»: Заслуженный работник культуры России, известный белгородский историк В.В.Овчинников, Заслуженный скульптор России А.А.Шишков и лауреат ряда всероссийских музыкальных конкурсов Н.Г.Бирюков.




В данном случае Виктор Овчинников (на снимке) – прежде всего автор поэмы «Герои», по «мотивам» которой Анатолий Шишков изваял достоверную скульптурную композицию: два Ивана – слепой пехотинец и его безногий моряк-поводырь на тележке с подшипниками-роликами вместо колёсиков – расположились кое-как на полу товарного вагона и сдвинули алюминиевые кружки, чтобы выпить за Победу…

И Овчинников, и Шишков, и Бирюков приехали в «хозяйство Биличенко» задолго до митинга, намеченного на полдень.


Виктор Васильевич доброжелательно подписывал всем желающим уже четвёртое, с 2010 года, издание своей поэмы, которая переведена на английский язык и разошлась более чем в 50 странах.

Он представил воронежцам профессора филологии Веру Константиновну Харченко. Это она в своё время выступила рецензентом поэмы «Герои» и написала так: «Слова в ней простые и страшные, как и сама жизнь двух инвалидов». Кстати, в Воронеже «удачно изданы» научные труды Веры Константиновны.


Анатолий Александрович Шишков тоже знакомился с подходившими казаками, молодёжью и ветеранами, а после открытия памятника сфотографировался с воронежцами на его фоне. Представьте себе, он бывал в «хопёрских краях», а Новохопёрск для него – «это вообще прелесть и отрада».




Как к своей родной отнёсся скульптор к новой знакомой – «дорогой Юлиньке», точнее, к преподавателю по вокалу воскресной школы при Знаменском кафедральном соборе Борисоглебской епархии Воронежской митрополии Юлии Васильевне Щербатых (на снимке) – её в состав делегации пригласил атаман Галушкин. Как пояснил бывший вертолётчик, «казачество и православие – вещи нерасторжимые, особенно с прицелом на их будущее».


Добродетельная и сострадательная Юлия едва не прослезилась, когда узнала: скульптор Анатолий Александрович Шишков является автором ещё одного памятника, который создан по инициативе Белгородской митрополии. Он «милосердно посвящён» детям войны и называется «Сын полка», а торжественное открытие скульптуры состоялось в Белгороде днём ранее, 4 августа 2020 года.


Причём, разместили новый памятник не где-нибудь, а на территории храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; митрополит Иоанн освятил его.


Как и следовало ожидать, 5 августа подобный обряд – освящение «Двух Иванов» – состоялся и в Пушкарном.




Но до митинга, включавшего в себя освещение нового памятника, с воронежской делегацией охотно общался ещё и член Союза композиторов России – упомянутый выше Николай Георгиевич Бирюков, который с утра «распевал» свой сильный голос. Как оказалось, он не только дважды лауреат всероссийской патриотической премии «Прохоровское поле» (музыкальная номинация), но и победитель всероссийского конкурса, посвящённого воронежскому поэту И.С.Никитину.

Николай Георгиевич всей душой полюбил Белгородщину и вообще Черноземье, сам же он родом из Сибири, с детства является поклонником таланта композитора Валентина Гаврилина. В народном стиле Гаврилина к открытию памятника было написано произведение «Два Ивана» («они ведь, Иваны, – израненная плоть и мятежная душа советского народа»), а вообще же, есть творческий замысел – создать симфонический труд по поэме Овчинникова «Герои».


На митинг в Пушкарное Бирюков «приехал с большим желанием», потому как преклоняется «перед такими цельными натурами и патриотами, как меценат Евгений Владимирович Биличенко и атаман Евгений Иванович Костюков».

Между тем, это мероприятие хоть и называлось официально митингом, но воплощено было как цельная музыкально-поэтическая композиция, как результат совместного труда Н.Г.Бирюкова и В.В.Овчинникова. Большое старание и душевные силы к тому приложила супруга музыканта, тоже член Союза композиторов России Елена Латыш-Бирюкова (на снимке — у микрофонной стойки).




По окончании торжества в Пушкарном, Елена Юрьевна сказала журналистам:

– В принципе, я довольна. Не только композитор и поэт, но и скульптор Шишков, а также все, кто воплощал в реальность идею памятника, и кто участвовал в композиции «Два Ивана», прониклись моим замыслом и главной мыслью: «Два Ивана – это скорбная память войны».


Словом, «спасибо всем», в том числе маленькой певице Лизе Загорулько (на снимке) и другим казачатам – выступавшим и стоявшим в почётном карауле у памятника: Алёне Львовой, Илье Рошинцу, Диме Леонову, Егору Чубарых…

А как волновался перед своим сольным номером и всё-таки замечательно исполнил песню с символичным названием «Не забывайте воинов России» лейтенант внутренней службы Главного управления МЧС России по Белгородской области Антон Мустаев!.. (На том же снимке).


А вот кто не значился в сценарии Елены Латыш-Бирюковой, но придал особую торжественность открытию памятника всем тем, кто приближал Победу над врагом-поработителем ценой своего здоровья и жизни, так это «приехавший по такому замечательному поводу» серб Братислав Живкович.

В общедоступных интернет-ресурсах он значится как «старшой» в славянском отряде четников (добровольцев, ополченцев) имени Йована Шевича. Отряд назван в честь командира сербского гусарского полка Йована (Ивана) Шевича, который в 1751 году принял русское подданство и стал основателем автономной области Славяносербия, располагавшейся на части территории современных ДНР и ЛНР.

Братислав Живкович основательно «обозначился» в тех «очень старых исторических местах» в 2014 году, когда формировались самопровозглашённые республики и их «надо было поддержать их боевой дух». Об этом сказал сам Братислав за поминальным столом, который был щедро накрыт Евгением Биличенко в память о «двух Ивана» и всех их горемычных современниках. Он подчеркнул, что для четников большим смыслом обладает термин «Отаджбина» (Отечество).


Кстати, на нарукавном шевроне четников изображён череп с костями, а внизу написано: «С верой в Бога. Свобода или смерть». Обычно четники отпускают длинные бороды. Именно так и выглядел Живкович, с которым все охотно фотографировались, в том числе воронежцы.


Атаман СДКВ Виктор Галушкин, поблагодарив сердечно Братислава за «славянский патриотизм», а Евгения Биличенко и Евгения Костюкова ещё и «за гостеприимство, за жизненно правдивый памятник и за труды во славу казачества», подчеркнул:

– Отечество – это святое и для казаков; при этом многие из них в военное и последующее время разделили судьбу двух Иванов.



  • В статистическом исследовании «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооружённых сил» сказано, что в период 1941-1945 годов было демобилизовано 2,6 миллиона инвалидов, в том числе 460 тысяч фронтовиков, имевших ампутацию верхних или нижних конечностей. Сколько было среди них казаков, – про это вряд ли когда станет известно.

Но пришло время говорить в слух хотя бы о том, что многие искалеченные войной люди не имели семей и жилья, от кого-то отвернулись жёны, а кто-то и сам не хотел быть обузой. Не все устояли перед суровым испытанием, поскольку даже старый казачий принцип «мы своих не бросаем» в ту суровую годину далеко не всегда срабатывал; увы, голод и разруха были тому огромной помехой.

А государство, вроде как, и помогало бродячим инвалидам, но зачастую относилось к ним как к «калекам, позорящим советскую действительность». Да и общество, чего уж там скрывать, «недолюбливало» «вокзальных и базарных попрошаек и выпивох».


  • – В любом случае, сегодня мы говорим: «Царствие небесное солдатам Великой Отечественной, которые зачастую не имели ног, но, образно говоря, не встали на колени перед фашистами! А всем тем инвалидам, которые всё-таки сумели преодолеть все жизненные трудности и не повторить горькую судьбу двух Иванов, особо низкий поклон; но это, как говорится, совсем другая история…

С таким «резюме» атамана Евгения Костюкова, прозвучавшим в День освобождения Белгорода, трудно не согласиться. Слава всем, кто хоть на миг приблизил Великую Победу!




КСТАТИ, в этом году, в канун 75-летия Великой Победы, на территории КСК «Золотая подкова» был установлен памятный знак в честь воинов-защитников. На пояснительной табличке сказано: «Здесь, на подступах к Белгороду, в октябре 1941 года, вела ожесточённые бои 1-я Гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И.Н.Руссиянова».




Как пояснил Евгений Беличенко, тут сражалась «матушка-пехота»; так что, всеобщий лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» обрёл такое вот, конкретное воплощение.


Николай СТАРЫХ.


Фото автора и yandex.ru.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *