На Хопёр, с поклоном к казачьему сказителю …




21 сентября, в день рождения известного российского фольклориста Б.С.Лащилина (1906-1987), казаки СДКВ возложили цветы на его могилу в урюпинской ст.Михайловской.


Напоминаем, в честь 95-летнего юбилея Бориса Степановича Лащилина (2001 год), Северо-Донской казачий округ (ныне СДКВ, штаб в Воронеже, войсковой атаман В.В.Галушкин) установил новый надгробный памятник на его малой родине – в станице Михайловской Урюпинского района Волгоградской области.



  • Кроме того, казаки не раз участвовали в презентациях сборников фольклориста, подготовленных к изданию его падчерицей О.А.Тихомировой (Воронеж).

Сейчас СДКВ ведёт подготовку к 115-й годовщине со дня рождения Б.С.Лащилина, который был не только фольклористом, но и краеведом, журналистом и членом Союза писателей СССР.



И всё-таки, казакам Борис Степанович (сам казак, сын атамана станицы Михайловской Хопёрского округа области Войска Донского) дорог именно как фольклорист. Ведь про него другой хопёрский казак, известный российский учёный-филолог и многолетний сподвижник северо-донских казаков А.М.Абрамов (Воронеж, профессор Госуниверситета; 1917-2005), сказал так: «Лощилин – это Шолохов в казачьем фольклоре».

Б.С.Лащилин изучал сказания, песни, частушки, успешно занимался собирательством как хопёрского, так и донского фольклора (Сталинградская-Волгоградская, Воронежская, Ростовская области).

Объём проделанных фольклористом исследований огромен: только часть архивов Лащилина, перевезённая в Воронеж, содержит записи 287 сказов и 6000 частушек; часть материала передана музейно-архивным учреждениям Волгограда и в Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова (Вешенская).

На сайте «Северо-Донское казачье войско» уже не раз было представлено устное народное творчество, бережно сохранённое для потомков Борисом Степановичем.

Сегодня вниманию читателей предлагается очередной фольклорный труд Б.С.Лащилина. Выбор публикации «Платов и английский король» не случаен: не так давно, 8 августа, был День памяти прославленного донского атамана.





Платов и английский король



Донские казаки во время Отечественной войны 1812 года гнали французов до самой русской границы, а потом пошли дальше. Атаманом в то время у них был Платов. Много про его удаль и храбрость слышал английский король. Решил повидать героя и послал за ним корабль.


Вскоре Платов приехал в английскую столицу. Король обрадовался дорогому гостю, не знает, где посадить, чем угостить. Посадил он Платова на золочёный стульчик, угощает редкими кушаньями, винами.

Говорит король донскому атаману:

– Знаю, что ты бесстрашный и удалой человек, мне нужны такие люди. Хватит, послужил русскому царю, а теперь ко мне поступай. Я тебе платить буду жалованье без задержек и столько, сколько сам спросишь.

У Платова лицо потемнело.

– Послушай, английский король, если бы я такие слова услышал от кого-нибудь другого, то отрубил бы тут же ему голову, но так как ты вместе с нами бил французов, то скажу, что служу я не русскому царю, а матушке-России. Службы моей нельзя купить ни за какие деньги.

Сказал он это так, что король понял – Платову об этом напоминать больше не следует.

– Тогда, – говорит король, – за свою верность и храбрость проси у меня что хочешь, всем одарю.

А Платов усы покручивает.

– Ничего мне от тебя не надобно.

Предлагал английский король ему золото, серебро, жемчуг и драгоценные камни. Платов ничего не берет. Король не знает, чем одарить его, потом глянул на стену, а на ней сабля. Ручка из чистого золота, ножны жемчугом и драгоценными камнями украшены. Поднялся король из-за стола, саблю со стены снял и говорит:

– Прими от меня хотя бы этот маленький подарок!

– Нет, мне не нужна твоя редкостная сабля, да она и не стоит моей простой шашки.

– Почему это? – удивился король.

– Сталь у неё будет не очень-то крепкая.

– Не может этого быть, – возражает король, – её мне делали лучшие первоклассные английские мастера.

– Ну, так что же, – стоит на своём Платов.

Заспорили, а потом Платов говорит:

– Зови своего офицера, мы испытаем с ним, чья сталь крепче.

Король позвал офицера. Платов вынул из ножен шашку: «Ну, руби!» – говорит.

Офицер размахнулся изо всех сил саблей, ударил.

Посмотрели, на шашке никакого нет следа, даже самой малой зазубрины.

– Ещё, – говорит Платов.

Офицер ударил во второй раз, и тоже ничего. В третий, а шашке хоть бы что. Платов стоит, посмеивается.

– Ну, теперь ты держи!

Размахнулся и с одного удара разломил пополам редкостную саблю и говорит королю:

– Теперь сам видишь, чья сталь крепче.

Удивляется король.

– Где же это была изготовлена такая сталь, что за мастера её делали? Если не секрет, то скажи.

Платов рукой махнул.

– Какой там секрет. Сталь эта с Урала, а делали её простые русские люди, мастера-умельцы.

Тут вскоре собрался Платов и к себе на тихий Дон из гостей домой уехал.


Борис ЛАЩИЛИН.

(Из книги «Одолень-трава». – Легенды, предания, сказки. – Волгоград, 1971).



Краткая биографическая справка


Матвей Иванович Платов (1753-1818) – атаман Донского казачьего войска (с 1801), в русско-турецкой кампании 1807 года командовал всеми казачьими полками действующей армии, генерал от кавалерии (1809), граф (1812).

Родился в столице донского казачества Черкасске (ныне станица Старочеркасская Аксайского района Ростовской области). Отец-казак был войсковым старшиной.

Принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII – начала XIX века. Имел прозвище: «Вихрь-атаман».

В 1805 году основал Новочеркасск, куда перенёс столицу Донского казачьего войска. Здесь же покоится его прах.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *