Про два памятника моему предку и другое
Войсковой проект «Казачья родословная». Из конкурсного сочинения Ярослава Ануфриенко – 13-летнего родового казака из Слободского хутора станицы Таловской (Воронежская обл.).
… У моего дедушки подъесаула Александра Сергеевича Борисова (на верхнем снимке) был свой дедушка – Фёдор Дмитриевич Борисов. Мне он доводится, наверное, прапрадедом. Для удобства я буду называть его просто дедушкой Федей (и Фёдором тоже).
Так вот, родился дедушка Федя в 1913 году в деревне Темята Пермской области, которая в 2011 году была объединена с соседней деревней Марково (сейчас это территория Кляповского сельского поселения Берёзовского района Пермского края).
Как мне рассказывали, дедушка Федя был «могучим казаком». Но каким? Местным, уральским, или «пришлым»? Чтобы получше вникнуть в «далёкую старину», я воспользовался интернетом и узнал много чего интересного.
Оказывается, «первые казаки на Западном Урале появились вместе с отрядом атамана Ермака… В 1582 году они были призваны семейством Строгановых для защиты своих пермских заводов от набегов кочевников. Появилось много слобод. К 1680 году их стало ещё больше, поскольку опасность внезапного нападения «калмыков и прочих орд» сохранялась. К службе в городках-острожках широко привлекали переселённых и местных вольных людей, которых именовали потом беломестными казаками (им не платили жалование, а наделяли землёй на хороших, «белых» местах)».
Так хочется, чтобы мои предки были потомками тех самых беломестных казаков-стражников! Конечно, деревня Темята была основана только после 1700 года, но вдруг! Не зря же на темятском флаге когда-то была изображена подкова (фото полотнища есть в интернете)!
После беломестных казаков в пермских краях были другие казаки.
«В 1773/74 годах для подавления Пугачёвского восстания правительство активно использовало не только регулярные войска, но и верных ему донских и оренбургских казаков. А пермские заводовладельцы и местные власти по собственной инициативе создавали из населения казачьи отряды, которые участвовали в боях с бунтарями, боровшимися за свою свободу и права. После пленения Пугачёва эти отряды были распущены».
Дедушка Саша (Александр Сергеевич) долго не хотел говорить мне и про другую версию – мол, «не дорос ещё», пойму ли всё правильно?
В конце концов я узнал, что «в революционные события 1905-1907 годов казаки помогали властям в пресечении митингов и демонстраций, разгоняли рабочих… В Пермскую губернию были направлены несколько казачьих полков: 11-й Донской, 7-й и 8-й Уральские, 17-й Оренбургский, 5-й Сибирский». Такая уж у них служба была!
«Казаки размещались по заводам и городам, в том числе в Кунгуре, Лысьве и других местах» – это недалеко от Берёзовки и деревни Темята. «Казачьи части стояли в Пермской губернии ещё очень долго». Может быть, даже в 1913 году, когда родился дедушка Федя. Не зря же он называл себя казаком! Ведь выгоды от этого никакой не было.
Известно же, что «Советское правительство с конца 1917 года проводило политику расказачивания. Более того, в 1920 году специальным декретом Совнаркома казачье сословие было упразднено. Казаков вообще поставили вне закона и всячески преследовали».
Как сказал дедушка Саша, «у нас в Темяте всех дедов-казаков порасстреляли за то, что они своих родичей не стали разглашать». Может, он имел в виду и Гражданскую войну, тогда ведь одни были за белых, другие за красных? Я хотел узнать побольше, но дедушка сказал: «Подрасти ещё маленько».
Между прочим, моя бабушка, Татьяна Леонидовна Борисова, тоже казачка, у неё предки тоже «пострадали от властей». Она сибирячка – родом из Новосибирской области. Но корни алтайские. Точнее, её предки-казаки жили в Воронежской губернии, но царица почему-то переселила их на Алтай. А потом, в период коллективизации, их раскулачили. Многих наших пермских родственников тоже осудили. Я так думаю: мне ещё надо будет со всем этим разобраться.
Тем более, что в интернете я нашёл информацию, которая меня заинтересовала.
Там написано: «Значительную долю в числе ссыльных, принудительно переселённых в Пермскую область, составляли донские и кубанские казаки. Население целых посёлков и деревень на Урале состояло исключительно из казачьих семей. Среди их потомков оказались и известные люди, например – кинорежиссёр Станислав Говорухин, родившийся в Березниках, где жил его отец, сосланный донской казак».
Фамилия Говорухина мне и раньше была знакома. Мне понравился его приключенческий фильм «В поисках капитана Гранта».
Бабушка Таня сказала, что у Говорухина есть хорошее кино и про войну. Надо будет посмотреть.
А самое главное, я хочу сегодня рассказать вот о чём.
В 2012 году я вместе с бабушкой Таней и дедушкой Сашей съездил в Орловскую область. Там, в Мценском районе, во время Курской битвы погиб мой дедушка Фёдор. Он воевал пехотинцем в 110-й стрелковой дивизии, которая освободила село Тельчье от фашистов.
На памятной доске у тамошней братской могилы указаны фамилии 429 человек, в том числе Борисова Фёдора Дмитриевича. Мы поклонились его праху и высыпали на захоронение воронежскую земельку – ту самую, на которой живём мы, его потомки. Конечно, было бы хорошо привезти частицу пермской земли, но деревня Темята находится так далеко!
Из интернета же я узнал, что деревня Темята хоть и не существует больше, но «администрация Кляповского поселения Берёзовского района хранит память о прошлом. В центре села Кляпово есть памятник. На его памятной доске обозначены фамилии всех жителей округи, которые не вернулись войны». Борисов Фёдор Дмитриевич там тоже указан.
Как сказала бабушка Таня, спасибо людям за добрую память. Недавно мы вновь помолись за их здоровье в нашем замечательном Митрофаньевском храме, который посещают жители Слободы и села Хреновое Бобровского района. У нас замечательный батюшка о.Алексий. А за упокой православного воина Фёдора молимся вместе с ним постоянно.
Конечно, памятники в сёлах Тельчье и Темята не дедушке Феде персонально поставлены, но это памятники и ему, и другим казакам, которые вновь защитили нашу Родину от иноземных захватчиков.
Я так думаю: дедушка был бы рад, когда бы узнал, что нас в семье пятеро детей, что я, а также мои братья Сергей, Александр и Герман, – казаки. Казачкой считает себя и моя сестра Аня. И уж тем более — моя мама Наталья, она, как и бабушка Таня, имеет офицерское звание.
А я пока что имею звание урядника, хотя и это для моего возраста — очень здорово. Я вообще с малых лет проявляю к казачеству большой интерес.
Наш станичный атаман Иван Александрович Черемисин свозил меня даже в Верхний Мамон, где я принимал казачью присягу вместе с «новобранцами» кадетского корпуса имени прославленного донского атамана Матвея Ивановича Платова.
Это было так интересно и незабываемо!
Но, вообще-то, было очень торжественно, когда станичники посвящали в казаки моих братьев. Мои дедушка и бабушка тоже принимали присягу при храме.
Было это в городе Боброве, а название храма – Покрова Пресвятой Богородицы.
Многие могут удивятся тому, что моя бабушка Таня и мама имеют офицерские звания и иногда надевают казачью форму. Только в этом нет ничего удивительного, ведь известно, что «у донцов, кубанцев и терцев такое не редкость. Казачка издавна была не только хозяйкой в доме, но и брала в руки оружие, когда требовалось встать на защиту своего куреня, хутора или станицы от нападавших. То же самое можно сказать и об остальных казачках – уральских, семиречинских и так далее – всех, чьи станицы располагались по границам русских земель.
В Первую мировую войну Георгиевскими крестами были награждены Елена Чоб, Александра Лагерова, Мария Смирнова, Варвара Кушнир, Наталья Комарова и другие казачки, добровольно ушедшие на фронт».
Моя бабушка Таня и мама хоть и не воевали, но всей душой переживают за казачество и делают всё возможное для его возрождения. Бабушка даже создала православный ансамбль «Благовест». Я вместе с моими братьями тоже участвую в сценках и её христианских представлениях.
Все великие праздники мы с бабушкой и дедушкой пребываем на службах в Митрофаньевском храме. Часто выезжаем на соборные Архиерейские службы в соседние церкви. Несём охрану во время службы на Пасху и Рождество, помогаем в установке Поклонных крестов, шефствуем над памятником фронтовикам, участвуем в патриотических акциях – «Бессмертный полк» и других… Я маленько играю на аккордеоне и разучиваю казачьи песни, мне особенно нравится «Едут, едут по Берлину наши казаки».
И вообще, быть казаком – это так интересно! Мы проводим станичные, полковые и войсковые сборы, на которых обсуждаем все наши дела и думаем, что надо сделать ещё для возрождения казачества на Дону и Хопре.
Мне даже довелось побывать вместе с дедушкой в Москве, на 25-летии Союза казаков России (2015 год). Там я сфотографировался рядышком с самим Верховным атаманом СКР П.Ф.Задорожным. Есть у меня снимки и с атаманом нашего Северо-Донского войска В.В.Галушкиным, а тем более – со станичным атаманом И.А.Черемисиным.
… Мне кажется, дедушка Федя остался бы доволен нами, его потомками-казаками. А я горжусь своей родословной и буду делать всё, чтобы не посрамить нашу казачью честь. И если у меня будут свои потомки, то они тоже станут казаками. Обязательно!
Ещё хочу сказать спасибо всем моим родичам, которые помогли мне написать такое большое сочинение. Сам бы я вряд ли справился.