Проводы казаков на службу
В старину донцы верили: если все традиции будут соблюдены, то воин обязательно вернётся домой целым, невредимым. А традиций было немало.
Перед «выходом» на службу казак самолично готовил снаряжение для коня, оружие, огниво и походный вьюк, куда складывал форменную одежду, новое нижнее белье.
Было принято иметь при себе образок и ладанку с щепоткой родной земли. Оберегом служила также «подорожняя» – переписанная от руки молитва «Живый помощи Вышняго». Всё это должно было оградить воина от ранений и других бед.
Вот как выглядел «выход» на службу женатого казака. Обряд включал прощание с родом, со всех хуторов съезжались родственники. Его сажали под иконы, гости пели военные песни, произносили напутствия. Затем отец благословлял становившегося на колени сына иконой того святого, в честь которого был назван казак, со словами: «Не посрами казачьей чести!» или: «Не посрами Тихого Дона и звания казачьего!»
Во дворе супружница казака подводила оседланного коня. Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением. Его оружие – пику нёс кто-либо из родных: сын, племянник, но не взрослый мужчина. Когда, наконец, наступала пора садиться в седло, жена кланялась коню в ноги с приговором: «Несись, родной, с ним в бой, принеси его назад живым-здоровым».
Мать благословляла казака иконой-образом.
Обязательными были действия при выезде из ворот – стрельба в землю у воротного столба, перескакивание на лошади через какой-либо предмет. Большое значение придавалось в тот момент поведению коня (упирался ли он, шарахался или шёл споро) – это как бы предвещало судьбу служивого.
В экспозиции нашего музея есть небольшая литая скульптура «Прощание казака с казачкой», выполненная по модели Е. Лансере. С большим мастерством художник передаёт сложное движение фигур: казак уже сидит в седле, а казачка, привстав на стремя его коня, обнимает казака на прощание.
В фонды музея эта скульптура поступила из Центрального музея Вооруженных Сил СССР в 1968 году. Ранее она принадлежала знаменитому советскому лётчику А.И. Ляпидевскому, спасителю челюскинцев и первому в истории нашей страны Герою Советского Союза; ему она была подарена почитателями в 1958 году – в честь 50-летнего юбилея авиатора.
Л.П. НАУМЕНКО,
зав. научно-хранительским отделом Новочеркасского музея истории донского казачества.
Иллюстрации: