Казак знает, где находится ипподром…




Донцы-казаки полюбили Воронежский ипподром. Недавно их порадовала весть: сюда перевезены рысаки Московского ипподрома. Кстати, а что известно вам об ипподромах?


Этот ипподром, расположенный в с.Бабякове под Воронежем (Новоусманский район), похож на обычный стадион с трибунами и беговыми дорожками. Но соревнуются здесь не люди, а лошади-рысаки под управлением наездников.


Как и всякий спорт, бега имеют своих поклонников. Раз в две недели проходят заезды, которые собирают казаков и других зрителей не только Воронежской, но и соседних чернозёмных областей – Белгородской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской.

Ещё больше гостей, в том числе с Кубани и Терека, из Ростовской, Волгоградской и других казачьих областей, приезжает на крупные соревнования, которые имеют большую культурно-показательную программу. Большой популярностью пользуется Кубок воронежского губернатора в забеге рысаков на 3200 м, он ежегодно разыгрывается в сентябре.





Интервью даёт главный судья Воронежского ипподрома Марина ПЛЕТНЁВА:


– Прежде всего, хочу отметить два момента. Во-первых, бега – это не казачьи скачки «на удаль», хотя все мы с удовольствием смотрим их в ходе показательных состязаний. Во-вторых, на время трёхлетней реконструкции Центрального московского ипподрома наш воронежский ипподром в с.Бабякове стал пристанищем для рысаков из столицы РФ.

Так вот, согласно правилам и традициям, в Воронежской области проводят соревнования по бегам – это когда лошади рысистых пород запряжены в качалки – лёгкие двухколёсные экипажи с седлом для наездника.

Качалка устроена так, что вес наездника лошадь почти не чувствует. И если в скачках вес и рост жокея строго регламентированы, то в бегах наездник может быть и высоким, и полным – это роли не играет. А вот подготовка и образование необходимы. Поэтому все специалисты оканчивают школу наездников.


Ещё одно отличие скачек от бегов – покрытие, по которому мчатся лошади. Рысаки бегут либо по грунтовой дорожке, либо по всепогодной с искусственным покрытием. Состязания с участием скаковых лошадей проходят исключительно на песке. Поэтому в холодное время года скачки не проводят – зимой по песку передвигаться достаточно тяжело.


Сейчас в конюшнях Воронежского ипподрома находятся около 120 лошадей, однако большинство в бегах не участвуют. Почему? Тому есть объяснение.

1. Часть коней задействованы для прогулок и обучения верховой езде.

2. Помимо рысаков, есть верховые лошади, которые используются воспитанниками детской спортивной школы либо в соревнованиях по конкуру (преодоление препятствий), либо в выездке (танец лошади).




3. Некоторые лошади принадлежат частным владельцам, а на ипподроме для них только «снимают квартиру».

И лишь 30 «бабяковских» особей – это рысаки орловской и русской породы, выступающие на соревнованиях в Воронеже и других городах Черноземья.


Дистанции бегов бывают разные, и они растут в ходе сезона. Вначале проходят забеги строго на 1600 м. Это полный круг, старт и финиш в одном месте. Ближе к осени появляются и другие дистанции – 2400 м (полтора круга) и 3200 м (2 круга). Забег на два круга можно увидеть в сентябре-октябре, когда лошади наберут спортивную форму и смогут преодолеть эту дистанцию достаточно комфортно.

Кстати, осеннюю дистанцию бегут только лошади старшего возраста, и на ней полностью раскрывают свои качества по резвости и выносливости. Скорость их достигает 60 км/час, это достаточно зрелищно. Поскольку дистанция большая, наездник может в определённый момент придержать свою лошадь или, наоборот, ускорить, что придаёт соревнованиям дополнительную интригу.

Одновременно в заезде участвуют от 6 до 12 рысаков.




Лошади начинают бегать с двухлетнего возраста. Самые юные соревнуются только с двухлетками, трёхлетки — с трёхлетками, причём бегают они только на минимальные дистанции. Четырёхлетки в начале сезона состязаются друг с другом, а осенью могут присоединиться к «бегунам» старшего возраста.

Есть ограничения и по породам. К примеру, орловские рысаки могут состязаться с американскими, а вот американские на заезды орловских не допускаются.

Дело в том, что лошади орловской породы гораздо красивее и статнее, чем рысаки американские (и французские тоже), но при этом наши лошади немного проигрывают «иностранцам» в резвости.

К слову, в бегах бывают и смешанные заезды, где участвуют и жеребцы, и кобылы; иногда устраивают чисто «дамские» состязания. А вот заездов исключительно для жеребцов нет.


Главной же интригой нового сезона станет участие в бегах лошадей из Москвы.

Думаю, они внесут свою лепту в развитие бегов. Те лошади, которые из года в год проходят испытания на нашем ипподроме, уже хорошо известны любителям бегов, и мы знаем, на что они способны. А новые – это, образно говоря, «тёмные лошадки», которые привнесут в состязания элемент неожиданности.





Заметьте, породистая лошадь с племенным паспортом стоит от 150 тыс. рублей. Верхнего ценового предела не существует. В среднем рысаков, которые показали какие-то успехи на соревнованиях, продают за 600-800 тысяч. И это ещё «не очень дорого». К слову, в олимпийских видах конного спорта – конкуре и выездке – расценки на порядок выше. Минимальная стоимость хорошей спортивной особи там начинается от 2 млн рублей.


Как у всякого спортсмена, у рысаков есть режим, тренировки и особое питание.

Два раза в неделю проводятся так называемые резвые работы, когда наездники тренируют их с такими же скоростями и затратными усилиями, как на настоящем забеге. Четыре раза в неделю – тихие работы. В эти дни тренировка заключается в беге тихой рысью на более длинные дистанции. И, наконец, один день в неделю – законный выходной.

Овёс и сено – основа питания наших питомцев, но если лошадь спортивная, то для неё разрабатывается особый рацион.

Есть специальные спортивные мюсли. К овсу в них добавляют гранулированные травяные смеси, курагу, кукурузу. Лошади любят мёд, и эти мюсли щедро им сдобрены; получается настолько аппетитно, что хоть сам ешь! Но такой корм достаётся не каждому. Он имеет очень большую энергетическую ценность, а для обычной лошади столько энергии не нужно.

Вообще-то лошади очень падки на лакомства. Морковка и яблоки для них – как для нас конфеты. И, конечно, никто не откажется от свежей травы.




Любопытно, что в конном спорте тоже встречается допинг, и в день бегов на больших соревнованиях специальные допинговые комиссары берут у четвероногих спортсменов кровь на анализ. Если лошадь заметят в этом «нехорошем деле», на длительный срок дисквалифицируют и её, и наездника.

Жизнь в большом спорте коротка, у лошадей она длится в среднем 8-10 лет. А когда рысак завершает «карьеру», он может работать в «русской тройке» – катать людей на свадьбах, на масленичных и иных гуляньях.


Интервью взял Дмитрий КОЛЕСНИЧЕНКО (https://communa.ru).

Фото: https://vrnippo.narod.ru, Виталий Гаркуша, Сергей Шалимов, Екатерина Лихотина и др.

Размещение на сайте СДКВ: Виктор Шевченко.