«Песня «Казаки в Берлине». Исполняется впервые. Поёт Иван Шмелёв…»




Эта знаменитая песня прозвучала по Всесоюзному радио 75 лет назад. Её спел Иван Шмелёв – участник фронтовых бригад, уроженец Воронежа.


Песня про «наших казаков», которые «едут, едут по Берлину», до сих пор не утратила популярности среди исполнителей. Их десятки! Тут и музыкальные коллективы, и эстрадные певцы – Варвара, Максим Леонидов, Марина Девятова, Альфия Галлямова…

Особенно часто эту «победную реляцию» включают в свой репертуар казачьи коллективы, которые постоянно прославляют подвиг предков, советского народа и казачества. Например, Кубанский и Московский казачьи хоры, Ансамбль песни и пляски донских казаков, ансамбли «Вольный Терек», «Атаман», «Казачья воля» и другие.


Но и они, по словам художественного руководителя Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко, «держат в уме» исполнение Ивана Дмитриевича Шмелёва (14.06.1912 – 30.05.1960) – советского эстрадного певца, лауреата Второго всесоюзного конкурса артистов эстрады (Москва, 1946).


Примечательно, что не так давно один из пользователей соцсетей разместил на своей страничке сразу целый ряд отсылок на клипы, песенные и другие тексты. Притом к ссылке на Ютуб (https://www.youtube.com/watch?v=9JeVc6SzanY) имелось пояснение: «Это тоже в исполнении Ивана Шмелёва, но мне очень понравился видеоряд тех времён».

… Сын простых родителей – рабочего-клепальщика и «домработницы в услужении» – Иван Шмелёв сначала окончил Воронежский музыкальный техникум, затем Московскую консерваторию. Был солистом музыкальной студии Московского художественного театра Владимира Немировича-Данченко и даже приезжал с джаз-ансамблем на гастроли в родной город, выступал в летнем Первомайском театре. Было это в августе 1940 года.

В том же 1940-м он был призван в РККА и стал артистом Ансамбля песни и пляски НКВД СССР (1939 – 1953, руководитель Борис Тимофеев).

22 июня 1941 года в 13 часов коллектив выступал в Каунасе. Несмотря на бомбардировку города в тот час, он не прервал своего концерта. В годы Великой Отечественной войны ансамбль дал 1711 выступлений. Иван Шмелёв солировал. Голос артиста звучал в окопах под Ельней, Сталинградом, Курском… В его репертуаре были «Тёмная ночь», «Шумел сурово Брянский лес», «Заветный камень» и знаменитые «Три танкиста».

В послевоенные годы Шмелёв работал на Всесоюзном радио и в Гастрольбюро СССР, одно время пел с оперной сцены, поскольку имел замечательный голос и уникальный слух. При этом на эстраде оставался преданным героической тематике. Грампластинки с записями песни «Казаки в Берлине» и таких произведений, как «Ходили мы походами», «Вот солдаты идут», «Эх, дороги…», были особенно любимы слушателями.

В 1946 году известный историк театра и критик Евгений Кузнецов писал в газете «Советская культура»: «У Шмелёва есть свой стиль: мужественный и волевой, мажорно-оптимистический. Это как бы вокальный язык нашего бойца-фронтовика. Про Шмелёва можно сказать, что он – певец из стана русских воинов».

«Под него» писали композиторы Н.Богословский, Б.Мокроусов, Т.Хренников, Е.Жарковский, М.Фрадкин, К.Молчанов… Это были песни на стихи Е.Долматовского, А.Жарова, М.Светлова, Б.Тимофеева и других поэтов. Многие из них стали шлягерами: «Где ты, утро раннее?», «Сормовская лирическая», «У дороги чибис», «За фабричной заставой», «Поезд идёт всё быстрей»…





А вот дальнейшего сотрудничества с авторами песни «Казаки в Берлине» – поэтом Цезарем Солодарём и композиторами Даниилом и Дмитрием Покрассами – «не случилось».

На стихи Солодаря вообще создано не так уж много песен, к тому же он имел дело с другими композиторами, в основном с Д.Кабалевским и С.Туликовым.

Братья Покрассы хотя и писали в совместно с 1932 по 1954 год, их наиболее известные «Марш танкистов», «Марш Будённого», «Москва майская», «Три танкиста», «Прощание», «То не тучи, грозовые облака», «Если завтра война» созданы до 1941 года.

В том, что песня «Казаки в Берлине» появилась на свет и была отдана на исполнение Ивану Шмелёву, главная заслуга Цезаря Солодаря.


Скорее всего, это было счастливое стечение обстоятельств. Будучи 9 мая 1945 года в Берлине, поэт и военный корреспондент Солодарь увидел утром на перекрестке девушку-регулировщицу, которая ловко разруливала хаотичное движение поверженного города. Мимо ехали бравые казаки…


Спустя пару часов, Цезарь летел в Москву транспортным самолётом и уже на борту набросал текст будущих «Казаков в Берлине». В полдень он прочитал стихи братьям Покрассам. А к вечеру те позвонили: «Цезарь! Песня готова. Приезжай!..». В тот момент по радио пел что-то бравурное Шмелёв…

Так оно было, или не совсем так, сказать трудно. Но, согласитесь, это впечатляет: песня написана в день Победы!





В любом случае, спасибо им всем – Солодарю, Покрассам, Шмелёву – за столь любимую нашим народом, особенно казаками, песню. Ей была уготована долгая жизнь.

А главное, как считает атаман Северо-Донского казачьего войска (штаб в Воронеже) Виктор Галушкин, эта песня – не только дань ратному подвигу казаков: она способствовала тому, что казаки «выросли в глазах» советского общества и даже были, в определённом смысле, «реабилитированы». Ведь политика расказачивания и раскулачивания не могла не сыграть свою отрицательную роль. А тут…


                Распевает верховой:

                «Эх, ребята, не впервой

                Нам поить коней казацких

                Из чужой реки».


Особо же радует то, продолжает атаман Галушкин, что по Берлину ехали именно донские казаки. Помните?


                «Хоть далёко синий Дон,

                Хоть далёко милый дом,

                Но землячку и в Берлине

                Повстречал казак…»


Как уже сказано выше, Иван Шмёлев был земляком воронежцев. После войны он дважды – в 48-м и 57-м – приезжал на гастроли в родной город. Наверняка, приезды на том бы не прекратились, но Иван Дмитриевич скоропостижно скончался в Москве в 60-м. Ему всего-то и было – 48 лет.

Какого-либо официального звания, например, Заслуженного артиста РСФСР, он не имел. Тогда их не раздавали налево и направо. Зато были всесоюзная известность и всенародная любовь.

Примечательно, что замечательный певец обрёл вечный покой на территории старинного Донского монастыря столицы.


Николай СТАРЫХ,

член Союза журналистов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *