Казачьи обряды: от предков – к потомкам
На Ставрополье идёт реализация краевого этнографического проекта по воссозданию казачьей старины. Уже засняты три первых обучающих мастер-класса из девяти задуманных.
Онлайн-проект Комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества называется «Мост времён. Казачьи обряды: от предков – к потомкам». Его поддержали Фонд президентских грантов и благотворительный фонд «Хопёрцы».
Идея съёмок и широкого распространения обучающих мастер-классов с обрядовым содержанием принадлежит Ирине Ивановой – потомственной казачке и учредителю общественной организации по развитию традиционной культуры терцев «Казачий формат».
Проектная команда записывает на несколько камер уроки-реконструкции, а также лекции, к ним прилагаются онлайн-рекомендации специалистов. Затем идёт монтаж.
Готовый видеофильм предназначается для демонстрации по ТВ и широкого использования культработниками, руководителями фольклорных коллективов, организаторами детсадовского и школьного дополнительного образования, казачьими формированиями.
В число запланированных этнографических реконструкций вошли обряды, характерные для Ставрополья: «Сватовство», «Посажение на коня», «Батькина каша», «Проводы на службу», «Колядки-Христославки», «Колядки-щедровки», «Масленица», «Пасха» и другие.
Уже проведена видеосъёмка трёх первых обрядов, названных выше.
В основу «свадебного» обучающего занятия легло настоящее сватовство чемпионки Ставрополья по рубке шашкой Ольги Ганеевой и казака Олега Фомченкова-Бровко в станице Воровсколесской Андроповского района.
Реконструкция старинных обрядов «Батькина каша» и «Посажение на коня» проходила на подворье храма Святого благоверного князя Андрея Боголюбского в городе Михайловске Шпаковского района.
- Батькина каша, как следует из названия, предназначалась для отца девочки и была необычной.
Юная хозяюшка обильно «сдабривала» её солью, перцем и горчицей, а родитель должен был съесть варево не скривившись, как бы «заедая» все горести в жизни дочери и избавляя её от неприятностей и тревог в будущем.
- Исполнение обряда «Посажение на коня» начиналось с того, что крёстный отец «подрезал» казачонку чуб – срезал прядку волос, которая на протяжении всей жизни казака хранилась за иконой.
Затем ребёнка сажали в седло. Коня обводили вокруг храма или плаца.
По тому, как маленький казак держался в седле, взрослые старались предугадать его судьбу и, конечно, желали лучшей доли.
В Михайловске через реконструкцию-посвящение прошли более 10 ребят в возрасте от 3 до 12 лет, в том числе воспитанники детского клуба «Казачий стан».
Тем самым уже само производство тематического видеофильма исполняло его патриотическое предназначение.
Подготовил журналист Михаил ЛОЩИНИН – специально для сайта СДКВ.
Фото: https://vsko.ru, ГТРК «Ставрополье», АиФ-СК.