Славные казаки, которых звали буза́вами




Жители ростовской ст.Кутейниковской назвали главным событием 2023 года реставрацию памятника землякам – казакам-калмыкам, погибшим за Родину в Великую Отечественную войну.


Сей памятник был установлен в 1995 г., неподалёку от больницы бывшего Калмыкского национального (ныне Зимовниковского муниципального) района. Степные ветры и осадки сделали своё разрушительное дело.


Восстановительные работы проведены при активном участии атамана Калмыкского округа Всевеликого войска Донского Чимида Джангаева и при содействии Главы Калмыкии Бату Хасикова.

Отремонтированный памятник состоит из стилизованной юрты и подобия казачьего седла, а на мемориальной плите выбиты уточнённые и дополненные фамилии 824-х станичников, в основном погибших кавалеристов.



*


На торжественном мероприятии, которое проходило в канун Дня народного единства (03.11.2023), присутствовала делегация из Республики Калмыкия. Она приняла участие в поощрении «тех достойных людей, которые делают всё возможное для сохранения исторической памяти о донцах-калмыках».


В частности, Благодарностью Народного хурала (парламента) Республики Калмыкия отмечен широко известный в Ростовской области историк-краевед В.А.Дронов.

Он является автором фундаментального исследования «Бузавы» (очерки истории донских калмыцких станиц).

Книга Валерия Александровича Дронова увлекательно повествует о судьбе 13 калмыцких станиц бывшего Калмыкского (Сальского) округа Области войска Донского.


При этом буза́вы обозначены как юртовые калмыки-казаки, осевшие на Дону и образовавшие затем казачьи станицы в Сальских степях (на территории, близкой к современному Ростову-на-Дону; река Сал – приток Дона).





Под влиянием остального, изначально русского донского населения, они обрели отличия от других этнических групп калмыков по культуре, танцам, песням, одежде, традициям и т.д.


В.А.Дронов придерживается той версии, что калмыкское слово «бу заав» равнозначно донскому ходовому слову «баз» (базок, база), что означает приюртовое место для содержания скота. Дескать, кочующие калмыки называли бузавами именно «осевших на своих примитивно огороженных скотодворах-базах» соплеменников.

Кстати, хутора и станицы под названием Базки, Базковский, Базковская, Большие и Малые Базы существуют и поныне в придонских районах Ростовской, Волгоградской и Воронежской областей.


Но… После митинга, проходившего у восстановленного памятника в ст.Кутейниковской, состоялся «казачий полдник» в местном Доме культуры; на нём Дронов озвучил и другой вариант.



*


Оказывается, существует этимологическое толкование видоизменённого калмыкского слова «бу заав» как составного, где «бу» означает «оружие», а «заав» – «показывать»; в итоге получается: бузава – это тот, кто имеет, демонстрирует или сразу же пускает в ход оружие.


В любом случае, 1694 году Войско Донское официально наделило калмыков статусом казачества, который предусматривал обязательную военную службу. Уже в 1700-1721 годах бузавы принимали активное участие в Северной войне, в том числе и в Полтавской битве. Не обошлись без их геройского проявления и все другие сражения нашего Отечества.


Бузавы всегда бились до последнего вздоха, никогда не сдавались в плен и были непревзойдёнными кавалеристами. Их отряды использовались в самых безвыходных, казалось бы, ситуациях, их конница шла лавиной и повергала неприятеля в неподдельный ужас. Для них было чуждо воровство, они были верными друзьями и жертвовали собой во имя сослуживцев.


Калмыки, проживавшие в Области Войска Донского и входившие в состав казачества, находились в ведении Военного Министерства. С 1 января 1892 года в правовом отношении они окончательно были уравнены с остальным казачеством Дона, при этом упразднялось прежнее «бузавское сотенное» управление и вводилось управление общественное.





В 1906 году из среды донских калмыков появились первые студенты высших учебных заведений. В Новочеркасске можно было видеть детей калмыков в форме гимназистов, реалистов, студентов и юнкеров казачьего училища.

*

Естественно, многовековую, притом осложнённую сталинскими временами, историю донских казаков-калмыков невозможно пересказать даже очень кратко. К слову, многие из них не по своей воле переселились в советские годы в Калмыкию, но связь с малой родиной эти бузавы-потомки не теряют.

Между тем, означенная книга В.А.Дронова «Бузавы», написанная в очень доходчивой форме, размещена на сайте Национальной электронной библиотеки.

Её можно легко найти, почитать и даже бесплатно скачать, если воспользоваться адресом: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_009973730/


Подготовил Кирилл ЛОГВИН (СДКВ).

Фото-, иллюстрации: https://ya.ru/images/search.