У донских казаков лампасы красные. А у других?
Занятную задачу-тест решают воронежские кадеты-казачата, когда проходят тему «Лампасы». Им предлагается определить, к какому войску относится тот или иной казак.
Сразу скажем, в условиях тематического задания значится не только цвет лампаса: одного этого для правильного ответа мало. В то же время есть ограничения: досоветский период и «главные цвета» на парадно-выходном обмундировании отечественного казачества.
Что представляют собой лампасы – это, наверное, всякому человеку в нашей стране известно.
К примеру, идёт мужчина или парнишка с широкой красной, жёлтой или иной по цвету полосой по бокам форменных брюк – значит, он казак (или кадет, суворовец, нахимовец). А может – казачий или воинский генерал? Но это – вряд ли, поскольку у войсковых атаманов в генеральском звании и у высших офицеров ВС РФ на «штанах» – по две сравнительно узких полосы с каждой стороны, с учётом рода войск или должностной принадлежности.
Воспользуемся далее богатым информационным материалом по форменной одежде донского и вообще российского казачества.
Таким материалом располагает войсковой музей Северо-Донского казачьего войска (СДКВ, штаб в Воронеже).
Атаман СДКВ и основатель музея – казачий полковник, подполковник ВВС РФ в отставке, член Рабочей группы Совета при Президенте РФ по делам казачества в Воронежской области В.В.Галушкин (он запечатлён на двух архивных фотоснимках ниже).
У атамана Галушкина, как это и положено, – образцово-показательный вариант парадной офицерской формы донского казака. Такой присущ донцам-станичникам не только далёкого прошлого, но и современного воронежского Придонья, а также казакам волгоградского Прихопёрья (Урюпинск) и даже казачеству Нижнего Дона (Новочеркасск).
*
Оказывается, в стародавние времена «сдвоенные» (как у современных генералов) красные брючные полосы указывали на принадлежность их «носителя» к Казачьему лейб-гвардии Его Величества полку (укороченное наименование – Казачий лейб-гвардии полк). Но это было, по сути, не казачье формирование, а парадное гвардейское подразделение регулярных войск; оно существовало с 1796 года и традиционно пополнялось «низовцами» – казаками с Нижнего Дона.
Иное дело – лейб-гвардии Атаманский Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича полк (просторечное название – Атаманский казачий полк), который был образован в составе Войска Донского в 1775 году.
В нём обычно служили «верховцы»: исключительно «светлые лицом и волосом» казаки-богатыри с Хопра, то есть с Верхнего Дона. У них на форменных брюках лампас был одинарный, но не красного цвета, как у всего Войска Донского, а голубого, «дабы разницу замечал каждый и в почёте Цесаревич пребывал».
*
Кстати, с 1836 года наследники Царского престола с рождения «назначались», по Высочайшему Указу, атаманами всего казачьего воинства России; последним из них стал Цесаревич Алексей – сын императора Николая II. Но это, как говорится, тема для отдельного разговора.
Между тем, не только у казаков Войска Донского (основано в 1570) лампасы были изначально красные.
Такой же цвет, но порою более алый, имели полосы на форменных штанах сибирских казаков (годом войскового основания считается 1585-й), а также «брючные нашивки» у казаков енисейских (Енисейская крепость-острожек заложена в 1619-м) и казаков волжских (Войско основано в 1764-м, но в конце XVIII века расформировано; ныне возрождено).
Забайкальские казаки, известные как Войско с 1655 года, носили лампасы жёлтого цвета. По одной из версий, такой «золотой» цвет символизировал золото – богатство и процветание. Он, якобы, подчеркивал внутреннюю силу и бескомпромиссность казаков; а по менее ходовой и «приземлённой» версии, жёлтый цвет был менее заметен на местности, чем красный. Но споры по поводу этих предположений краеведы продолжают до сих пор.
Однако же, подобные жёлтые лампасы «образовались, по примеру геройских забайкальцев» у казачьих войск, возникших во второй половине XIX века на Дальнем Востоке, – у Амурского (1855) и Уссурийского (1865).
Независимо от них жёлтый цвет лампасов «сопутствовал» существованию астраханского казачества, официально образованного в 1755 году.
Светло-синие лампасы стали означать принадлежность к оренбургскому войсковому казачеству, известному с 1574 года, малиновые – к уральскому (1577) и семиреченскому (с 1852 года размещалось на юго-востоке современного Казахстана и в северной Киргизии).
О лампасах Кубанского (1655) и Терского (1577) казачьих войск особо будет сказано далее.
*
А сейчас самое время перейти к кадетскому тесту, который содержит и дополнительные сведения – они действительно нужны – чтобы распознать, «какой казак откуда будет». Но давайте совершим хотя бы короткий познавательный экскурс в досоветское историческое прошлое, связанное с лампасами.
Согласно древней легенде, лампас возник ещё в скифские времена. Будто бы кочевники-степняки нашивали по бокам своих шаровар полоску ярко окрашенной кожи с орнаментом – в качестве украшения, а также с практичной целью: показать, кто в конной битве свой, а кто чужой.
Другая древняя легенда гласит: воины прошлых веков часто вытирали свои мечи от крови прямо о штаны; и чем шире были засохшие бурые полосы, тем большим уважением пользовался их обладатель, он с гордостью носил такой «геройский знак».
Легенда более позднего времени напрямую связана с казачеством.
Якобы царь-государь отблагодарил верных донцов «целыми возами» материи двух цветов. Синего киндяка было много, и он пошёл казакам на штаны да на кафтаны, а красно-алого кармазина при делёжке на каждого казака пришлось лишь на полоске, вот их и пустили «для обозначения царской милости к донскому люду служилому».
*
При всём при этом доподлинно известно: в европейских армиях лампасы появились в XVI-XVII веках, для выделения командиров на поле боя. В России с той же целью их ввёл Пётр I, но позже – в начале XVIII столетия.
При Екатерине II лампасы стали принадлежностью к обмундированию офицера только «в период его мирной службы, дабы в бою командира не подвергать излишней опасности» (то есть не демаскировать). Павел I и вовсе «дал лампасу отставку» – как «неуместному аксессуару на белых панталонах».
Взошедший в 1801 году на престол Александр I вернул лампасы в армию, «ради упрочения служилого сословия в российском обществе». Поначалу изменения коснулись форменной одежды улан, а позднее и остальных войск, в том числе казаков (всех чинов, начиная с рядовых).
*
Считается, что для продвижения лампас многое сделал атаман Войска Донского Матвей Иванович Платов (годы жизни: 1753-1818), который в начале Отечественной войны 1812 года был поставлен во главе всех казачьих сил российской армии.
К слову, его объединённый корпус у местечка Мир разгромил аж 9 полков наступающего противника, принеся первую победу русским в «великой войне».
При этом казачий «главком» «полагал крайне важным различать в бою своих славных сынов-казаков», чему способствовали лампасы. А их, эти самые лампасы, атаману Войска Донского приходилось, между прочим, «насаждать» в довоенное время.
Дело в том, что самолюбие и чимизины (кошельки) донцов были задеты указом Александр I: для их полков была установлена специальная форма навроде общеармейской (шинель, синий мундир и шаровары с красными лампасами новой ширины — аж до 6,6 см.) Всё это казак обязан был приобретать на свои средства (так же, как и прочую справу: коня, седло, личное оружие и т.д.). Но всё это — затраты…
*
Заметим, поначалу у кубанских и терских казаков вместо лампасов нашивались крутые, как бы сейчас сказали, серебряные галуны, которые впоследствии были заменены красным (алым) и голубым (светло-синим) кантом соответственно.
Причина введения более практичных кантов элементарная: полосы на брюках, заправленных в сапоги, из-под длинной черкески были не особо заметны, а потому — «зачем излишне тратиться, если канта и так хватит?».
Красный или голубой кант у кубанцев и терцев в просторечии и поныне именуется полулампасом, этот цвет преобладает на погонах, башлыках и т.д. Однако, сейчас кант, но сдвоенный, сохранился лишь на генеральской форме у реестровых казаков Кубани и Терека.
*
Но надобно вернуться в прошлое двухвековой давности.
Постепенно донские и все другие казаки, особенно по ходу Русско-французской войны 1812-1814 гг., не только привыкли к лампасу, но и «красовались в нём по городу Парижу», а позже он и вовсе приобрёл значение одного из символов казачества.
Это подтверждают и занятия в профильных кадетских корпусах Воронежской области, в том числе в Горожанском (Рамонский район), с которым у Северо-Донского казачьего войска установились наиболее крепкие дружественные связи.
*
А теперь давайте примем к сведению кадетскую тестовую информацию и правильные ответы (в скобках) на вопрос: к какому сохранившемуся на начало 20 века войску относились казаки, если у них были…
- жёлтые лампасы, темно-зелёные мундиры, погоны зелёные (Амурские казаки).
- жёлтые лампасы, тёмно-зелёные мундиры, погоны жёлтые (Забайкальские казаки).
- жёлтые лампасы, тёмно-зелёные мундиры, погоны жёлтые с зелёным кантом (Уссурийские казаки).
- желтые лампасы, синие мундиры, погоны жёлтые (Астраханские казаки).
- красные лампасы, синие мундиры, погоны синие с красным кантом (Донские казаки).
- малиновые лампасы, синие мундиры, погоны малиновые (Уральские казаки).
- светло-синие лампасы, тёмно-зелёные мундиры, погоны светло-синие (Оренбургские казаки).
- алые лампасы, мундиры защитного цвета, погоны алые (Сибирские казаки).
- красные лампасы, мундиры защитного цвета, погоны красные (Енисейские казаки).
- алый кант-полулампас/отсутствие его, чёрная черкеска, алые погоны (Кубанские казаки).
- светло-синий кант-полулампас/отсутствие его, чёрная черкеска, погоны светло-синие (Терские казаки).
Как видим, трёх признаков (лампасы, мундир/черкеска и погоны) вполне достаточно для определения войсковой исторической принадлежности казака. Тем не менее, ради справочно-познавательного интереса в публикуемой ниже сводной таблице указаны ещё два признака:
цвет фуражки и «овала» на кокарде; цвет околыша на фуражке (верха папахи, кубанки).
Подготовил Кирилл ЛОГВИН (СДКВ).
Фото, иллюстрации: информационная база СДКВ; https://ya.ru/images/search.