Донцы – казаки православные…




«Мысли вслух» В.В.Галушкина – войскового атамана СДКВ, члена Рабочей группы Совета при Президенте РФ по делам казачества в Воронежской области.

1 сентября на календаре – даже не суббота. Но, как мудро написал наш великий земляк, писатель и поэт Иван Алексеевич Бунин (1870-1953), «отрада для ума – раздумиям предаться и в будень пренебречь рутину бытия, коль повод для того вдруг громко объявится».



1 сентября 2023 года совпали День российского православного казачества, День Донской иконы Божией Матери и с 430-я годовщина основания в Москве Донского мужского монастыря.

*


Свои «Мысли вслух» начинаю со Дня знаний, ибо предела знаниям нет, а «Знание – сила» (даже научно-популярный журнал с таким названием выходит в Москве, причём, аж с 1926 года).

И нет сомнений в том, что наше гражданское общество, донские казаки и всё российское казачество должны быть просвещёнными, чтобы идти в ногу со временем и знать своё историческое прошлое.



Безусловно, 1 сентября «особого привета» от правления СДКВ, основанного в 1990 году, заслуживает новое пополнение учебных заведений казачьего направления, с которыми наше Войско связывают давняя дружба; среди них:

Верхнемамонский имени атамана Платова и Горожанский (Рамонский район) кадетские корпуса, Кадетский класс средней школы в с.Александровка Донская Павловского района (над ним непосредственно шефствует ст.Павловская во главе с атаманом Е.А.Горяиновым).


Ведь это похвально: в наше время, которое осложнено вынужденной Спецоперацией ВС РФ против укронацистов, не испугаться и надеть форму с погонами, а затем по-настоящему готовить себя к воинской службе и защите Отечества.

При этом кадеты в течение учебного года основательно вникают в «Основы православия», посещают храмы и имеют духовников.


И это правильно, ведь донская народная мудрость гласит: «Казак без веры – не казак».


А вся история российского казачества убеждает: истинный казак служит своему Отечеству и является защитником «старых и малых»; он не может быть солдатом-наёмником и врагом Православия; казак с малых лет считает себя воином Христовым и несёт ответственность перед Богом, страной и семьей.


Заметьте, наши донцы не живут обособленно и крепят братские связи с казаками Белгородской, Липецкой, Тамбовской, Ростовской и Волгоградской областей – с соседями по Придонью-Прихопёрью, а также с кубанцами, ведь Ставрополь был основан выходцами с воронежского Хопра. Проводятся совместные Крестные ходы, храмовые службы, войсковые сборы, праздники, фестивали и т.д.




*

Сегодня уместно подчеркнуть: кадеты и взрослые казаки СДКВ не только молятся в церквях и носят православные крестики.

Многие наши браты в 1992 году защищали независимость Приднестровья в рядах «казачьего ополчения», помогали братскому народу Донбасса в 2014-м, за что награждены медалями ЛНР (в том числе войсковой атаман), они и ныне демонстрируют хорошую воинскую выучку, сильны духом и добровольно участвуют в Спецоперации ВС РФ.

Уже накоплен положительный опыт постоянного взаимодействия СДКВ с 6-й Гвардейской Лисичанской казачьей бригадой имени Платова, с казачьим подразделением 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии, с Медицинским отрядом специального назначения ВС РФ и другими участниками СВО.




*


Донцы и в массе своей, включая казачьи семьи, поступают по-христиански – активно проявляют себя на благотворительных концертах, плетут маскировочные сети, шьют нательное бельё и т.д., собирают посылки бойцам, регулярно доставляют на Донбасс гуманитарные грузы…


К примеру, девизу «Своих не бросаем» с самого начала СВО следуют станицы: Терновская, Панинская, Таловская, Ольховатская и Кантемировская.

В их активе – десятки поездок с «гуманитаркой» в зону боевых действий, в госпитали и к жителям разрушенных поселений в ЛНР и ДНР. Член войскового правления, атаман ст. Панинской И.А.Пономарев создал в соцсетях войсковую группу «ZOV.36».

Как говорится, всем спасибо и – с Днём православного казачества. Но не только с ним!

*


В 2010 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил: впредь 1-го сентября будут сочетаться День российского православного казачества и День Донской иконы Божией Матери.


Напоминаю: в 1380 году икону Богородицы (на снимке справа) казаки подарили царю Дмитрию Иоанновичу за победу в Куликовской битве.

Ныне эта икона находится в Третьяковской галерее (г.Москва). Ежегодно 1 сентября её доставляют в Донской монастырь – для совершения праздничного богослужения.


Между тем, в нынешнем году отмечается 430-я годовщина со дня основания этого самого Донского ставропигиального, то есть управляемого самим Патриархом, мужского монастыря (см. фото ниже).

Означенный монастырь был заложен в 1593 году по указу царя Фёдора Иоанновича. За четыре века через него прошли многие поколения страдальцев-казаков, праведных воинов с Дона и Дикого поля.





Но это было потом. А к концу 16 века границы Дикого поля находились у Воронежа, который строился с 1586 года с участием казаков. Позже, в 1652 году, царь-государь Иван Грозный пригласил для охраны российских земель казаков-черкасов с Днепра, угнетаемых поляками; те основали на донских реках-притоках Острогоща и Тихая Сосна город Острогожск (ныне райцентр Воронежской обл.).

*


С той далёкой поры на благодатных юго-восточных землях нашего Придонья стали возникать хутора и слободы (теперешние райцентры Каменка, Ольховатка, Подгорное, Россошь, Кантемировка, Богучар, Калач, Бутурлиновка и др.). В них сразу же закладывались православные церкви.

То есть, в интересах защиты российских окраин верующие во Христа казаки стали размещать свои сотни по всем тем местам Воронежского края, где современные потомки черкасов (и СДКВ в целом):

возрождают казачество, занимаются восстановлением православных храмов, шефствуют над кадетами и Воронежским детдомом, участвуют в мероприятиях народного донского творчества (напоминаю, Всероссийский фестиваль «Казачье братство» проводится в Подгоренском районе по инициативе нынешнего СДКВ уже 20 лет, с 2003 года; несколько «моложе» наш фестиваль в Рамонском районе, имеющий название «Ямное — слобода казачья»).




Соответствующую работу по возрождению православного казачества в своём родном Прихопёрье (бассейн реки Дон) успешно ведут потомки верховых казаков Червлёного Яра, которые с 16 века стали возводить постоянные городки на р.Хопёр, а в 1710 году заложили на нём крепость Новохопёрск.


И похвально, что три года назад казаки Хопёрского полкового округа СДКВ освятили войсковой Нижний казачий храм, устроенный ими при старинном Кресто-Воздвиженском соборе г.Новохопёрска (на его фоне ниже запечатлены: окружной атаман В.А.Лаенко и настоятель храма родовой казак иерей Андрей Саврасов с сыновьями).




*


Вывод же из моей сегодняшней «Первосентябрьской думы» будет такой:

без всяких сомнений, у донского православного казачества, которое, повторяю, восстанавливает и посещает старинные храмы, заботится о своей смене, возрождает народные традиции и хлопочет ради мира в своём Отечестве и на Земле, есть будущее.

Надо только иметь добрый настрой на добрые дела и вершить их — невзирая на пресловутое деление казаков на реестровых и общественных; преодолевая все другие невзгоды, а также вопреки нынешней оголтелой — русофобской и антиправославной — политике коллективного Запада.

*


Браты-казаки! Земляки! Люди православные!

Да хранят всех нас Господь и мать его, Пресвятая Богородица, запечатлённая с малым сыном на Донской иконе!


С уважением —

казачий полковник, подполковник ВВС в отставке ГАЛУШКИН Виктор Васильевич.


Подготовка к размещению на сайте СДКВ: журналист Сергей ЗАХАРОВ (г.Воронеж).

Фото: войсковой музей СДКВ (г.Воронеж).