Есть такая медаль – в память о рождении царевича Петра Алексеевича
9 июня – 350 лет Петру Великому. На юбилейной выставке в Новочеркасском музее донского казачества представлена медаль из далёкого прошлого.
Эту редкую медаль под названием «Великая надежда в будущем» фалеристы-коллекционеры подразделяют на три типа: «Оригинал 1759 года», «Новодел второй половины XVIII века» и «Новодел середины XIX века».
Экспонат Новочеркасского музея – один из новоделов XVIII столетия. Но это нисколько не умаляет историческую значимость этой медали – она является ценным свидетельством почитания Петра Великого в означенном веке и далее, вплоть до наших дней. Сама поощрительная награда сполна оправдывает своё название.
ЗАМЕТЬТЕ: даже новоделы обоих веков были выпущены ограниченными тиражами, а общее количество вручённых (выданных) «первородных» медалей в честь Петра I вообще неизвестно. Существует и проблема с персоналиями – личными данными обладателей.
Дело в том, что статут медали – «награда подарочная и исключительная, только за особые заслуги перед Отечеством и престолом, притом без чёткой регламентации, настольная и без всякого обозначения на ленте ввиду отсутствия оной».
Что касается «особых заслуг»… Похоже, они, всё-таки, были разные, поскольку и металл для отливки медалей всех трёх типов использовался разный – от дешёвого до дорогого. Он как бы отражал пять степеней почитания конкретного человека: оловянная, медная, бронзовая, серебряная и золотая.
Экземпляр, который выставлен в Новочеркасском музее истории донского казачества, – это бронзовая награда неведомого обладателя.
ВООБЩЕ ЖЕ, своим появлением медаль как таковая обязана Елизавете I (1709-1761). Та была, как известно, не просто российской императрицей (с 1741 года и до своей кончины), а дочерью Петра I и его второй жены Марты Скавронской, в крещении Екатерины Алексеевны, императрицы Екатерины I.
ТАК ВОТ, Елизаветой Петровной было принято решение создать серию ретроспективных медалей, посвящённых деяниям отца, Петра Великого. К этому она привлекла деятеля Российской академии наук, художника и гравёра Якоба фон Штелина. Всего при ней вышло менее десяти «памятных монарших знаков» этой серии, в том числе самая первая – «Великая надежда в будущем», 1759 года.
Такое название в ходу у фалеристов не случайно: именно сия надпись – «Великая надежда в будущем» – имеется на оборотной стороне всех трёх типов медали, в верхней её части по кругу. Правда, сделана она не на русском, а на латыни: «Spes magna futuri».
МЕЖДУ ТЕМ, сами медали несколько отличаются – обозначенными на них фамилиями или инициалами гравёров-медальеров. Это хорошо прослеживается на примере новочеркасского экземпляра – как уже сказано, бронзового новодела второй половины XVIII века.
Но про сию «тонкость» можно будет прочитать ниже, а сейчас расскажем: что же именно представляли собой лицевая и оборотная стороны медали «на рождение» Петра I.
ДЛЯ НАЧАЛА отметим: оригинал медали 1759 года, а также новоделы второй половины XVIII века и середины XIX века выпускались на Санкт-Петербургском монетном дворе, по одному и тому же образцу-рисунку уже названного Якоба фон Штелина.
На лицевой стороне всякой медали воздано должное родителям Петра Великого. И вот какое…
Надпись по кругу гласит: «Aleksivs Michaelis Filius D.G. Tzar et Magnus DUX Totis Russiae», что переводится как «Алексей Михайлович, Божией милостью Царь и Великий Князь всея Руси».
В центре – поясные изображения Алексея Михайловича и матери Петра царицы Натальи Кирилловны, оба в старорусских нарядах, фигуры обращены вправо. Родитель-государь в царском облачении правой рукой держит скипетр, левой – державу.
На оборотной стороне медали присутствует уже упомянутая сегодня надпись по кругу вверху: «Spes magna futuri» (Великая надежда в будущем).
Под этой надписью изображён сидящий на облаках крылатый гений (дух-хранитель по греческой мифологии) со звёздочкой над головой, он вручает России, которая представлена в виде коленопреклонённой женщины с зубчатой короной на голове, новорождённого царевича, лежащего на подушке.
Рядом с Россией, справа пониже, находится выгнутый щит с гербовым двухглавым орлом. Внизу под обрезом в три строки надпись: «Petrus Alixii filius natus 30 maii MDCLXXII», что означает «Пётр Алексеевич родился 30 мая 1672» (по ст. стилю).
ВЕРНЁМСЯ к тому, чем же именно различаются три типа одной и той же медали, учреждённой в память о рождении царевича Петра Алексеевича.
Во-первых, на музейном экземпляре на оборотной стороне, а именно справа над обрезом, стоит стилизованная и малозаметная подпись гравёра-копеиста: «Ю» (то есть Самуил Юдин).
Между тем, на оригинале подпись находится на лицевой стороне – на самом низу, между завитками, написано: «P.P.Wеrner» (то есть П.П.Вернер – Петер Пауль Вернер, немецкий гравёр-медальер, работавший по заказам российского императорского двора).
ОРИГИНАЛ МЕДАЛИ (1759)
На новоделе середины XIX века подпись обозначена не на лицевой стороне (как и на музейном экспонате), а на обороте – справа под обрезом, при этом «К.П.М.» означает: «Копировал Пётр Мещеряков» (скорее всего, это был опытный резчик, хотя допустимо, что поработал и его ученик, будущий мастер-медальер – такая практика существовала).
Во-вторых, на новоделе, выставленном в Новочеркасского музее донского казачества, как и на оригинале медали, крылатый гений (дух-хранитель) изображён с маленькой звёздочкой над головой, чего нет на новоделе середины XIX века.
Разумеется, большинству посетителей новочеркасской музейной выставки под замысловатым названием «И памяти твоей, Великий Пётр, верна Твоя Великая Россия…» неведомы изложенные выше особенности этой «первородной петровской медали». Но опытные экскурсоводы всё рассказывают-разъясняют… И уж тем более они освещают историческую роль императора по отношению к донскому казачеству, ведут речь об участии донцов в военных походах царя, начиная с самых первых, Азовских…
- КСТАТИ. Именно при Петре I в России впервые появилось медальное (медальерное) искусство, всего же в его царствование было выпущено 25 различных памятных медалей на события того времени.
Подготовил журналист Михаил ЛОЩИНИН – специально для сайта СДКВ.
Ростов-на-Дону.
Фотоиллюстрации: автора, https://yandex.ru/images/search.