Как донская казачка изобрела советский аналог знаменитого пенициллина
Исследовав в 1944 году лечебный препарат Зинаиды Ермольевой, авторы пенициллина пришли к выводу: по своей эффективности он превосходит их антибиотик.
Историческая справка
- Выдающийся советский микробиолог и эпидемиолог Зинаида Ермольева родилась в 1898 году в многодетной семье Виссариона Васильевича Ермольева – войскового старшины хутора Фролова Области Войска Донского (ныне Волгоградская обл.). Окончила с золотой медалью Мариинскую женскую гимназию в Новочеркасске и медицинский факультет Донского (Северо-Кавказского) университета в Ростове-на-Дону.
Занималась изучением холеры, разработала санитарные нормы хлорирования воды.
В 1942 г. получила аналог пенициллина.
С 1952-го и до конца жизни возглавляла кафедру микробиологии и лабораторию новых антибиотиков Центрального института усовершенствования врачей Российской медицинской академии.
Автор более 500 научных работ и шести монографий. Под её руководством разработаны бактериофаг, крустозин, левомицетин, стрептомицин, тетрациклин, экмолин и другие высокоэффективные препараты. Она подготовила к защите около 180 диссертаций, в том числе 34 докторские. Стала прототипом доктора Татьяны Власенковой – героини трилогии «Открытая книга» Вениамина Каверина. Будучи Действительным членом Академии медицинских наук СССР, умерла в 1974 году; похоронена в Москве на Кузьминском кладбище.
Источник: https://ru.wikipedia.org
СТУДЕНТКА Зинаида Ермольева со второго курса увлеклась микробиологией. Вела научную работу под руководством профессора В.А.Барыкина, специализировавшегося на возбудителях холеры. В 1921-м бойкая дивчина с казачьего хутора Фролова окончила институт и была оставлена ассистентом на кафедре микробиологии. В следующем году стала заведовать отделением Бактериологического института здесь же, в Ростове-на-Дону.
В 1922-м на Дону вспыхнула эпидемия холеры. Исследуя пути заражения острой кишечной инфекцией, Зинаида сумела выделить из водопроводной воды холероподобные вибрионы. Чтобы понять, способны ли они вызвать холеру, провела опыт на себе: выпила воду с растворёнными в ней микробами; спустя несколько часов тяжело заболела и едва не умерла.
Таким образом, 24-летняя девушка с необычайно твёрдым характером казачки открыла существование как называемых светящихся холероподобных вибрионов.
На основе проведённых опытов были созданы санитарные нормы хлорирования воды, которые используются до сих пор.
В СЕРЕДИНЕ 1925 года З.В.Ермольева по рекомендации профессора В.А.Барыкина переехала в Москву. С собой она взяла свои «драгоценности» – чемоданчик, с бережно уложенными в него лабораторными культурами холерных возбудителей – всего их было около 500! Её назначили руководителем отдела биохимии микробов Биохимического института, который в 1934 году вошёл в состав Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ).
Когда в 1939 году в Афганистане вспыхнула холера, Зинаида Виссарионовна с группой врачей выехала в советскую Среднюю Азию, чтобы не дать опасной инфекции пересечь границу страны. В качестве профилактики медики применили созданный ею незадолго до того препарат холерного бактериофага.
Посещая в ходе противохолерной экспедиции Ташкентский институт вакцин и сывороток, Ермольева успешно доработала своё новшество, получив комплексный препарат. Он помог бороться с возбудителями не только холеры, но и таких опасных заболеваний, как брюшной тиф и дифтерия. За эту разработку учёной было присвоено звание профессора.
ЖАРКИМ летом 1942 года фашистские войска рвались к Волге. Между тем, на оккупированной ими территории вспыхнула эпидемия холеры. Чтобы предотвратить её распространение на нашу армию, профессора Ермольеву командировали в Сталинград. Задача – дать «антизаразный» препарат бактериофаг защитникам города и оставшемуся в нём населению.
- Однако, запасов захваченного с собой лекарства оказалось недостаточно, и тогда Зинаида Виссарионовна со своей командой организовала его производство в тяжелейших условиях. Ежедневно препарат принимали до 50 тысяч человек. Ермольева лично учила девушек-санитарок делать прививки. Колодцы с водой санитарные отделения тщательно хлорировали.
В результате вспышку холеры в Сталинграде удалось предотвратить, а Ермольева была удостоена Сталинской премии, которую тут же пожертвовала на строительство истребителя, названного в её честь – «Зинаида Ермольева».
ВО ВРЕМЯ Второй мировой войны западные учёные наладили производство пенициллина, но продавать технологию СССР не хотели. Тогда Ермольевой порекомендовали продолжить её работы с плесенью.
Микробиолог вместе с коллегами приносила в лабораторию плесень с деревьев и газонов и выращивала её на продуктах. 93-й по счёту образец – грибковый налёт со стены бомбоубежища – показал необычную активность.
ПОСЛЕ успешных испытаний в Москве Ермольева отправилась тестировать свой синтезированный препарат, предназначенный для лечения «запущенных» ран и гангрен, в фронтовые госпитали.
Так появилось отечественное лекарство под названием крустозин, которое по своим свойствам превзошло знаменитый пенициллин.
Сталинградцы и излеченные фронтовики готовы были носить изобретателя крустозина на руках, но фамилия Ермольевой не подлежала широкой огласке. Армейские медики, разумеется, знали Зинаиду Виссарионовну и даже фотографировались с нею.
По одной из легенд, сам вождь Сталин дорожил учёной и назвал её при вручении Госпремии сестрёнкой.
В ФЕВРАЛЕ 1944 года в СССР приехала делегация американских учёных во главе с Говардом Флори (это он вместе с Эрнстом Чейном открыл пенициллин на основе исследований британца Александра Флеминга, за что получил Нобелевскую премию) – чтобы сравнить свой препарат с советским. Крустозин оказался чуть ли не вдвое эффективнее.
При этом американский учёный отметил слаженность работы советских микробиологов во главе с маленькой, изящной Ермольевой.
А ещё профессору понравилось восточное «ханум» (госпожа, особо почитаемая женщина), которое закрепилось за Зинаидой Виссарионовной после работы в Средней Азии. Именно так называли там «русскую докторшу».
А с лёгкой руки Флори Зинаида Ермольева превратилась в Ханум Пенициллин. Это прозвище, а ещё более — Госпожа Пенициллин, быстро закрепилось за Ермольевой в западных научных кругах. Так её именуют даже сейчас, а ссылки на исследовательские труды, а также «осовремененные» фото можно видеть во многих зарубежных медицинских изданиях.
МЕЖДУ ТЕМ, Говард Флори и Эрнст Чейн проявили чисто западную хватку, быстро наладили в США производство пенициллина и прославились на весь мир.
Советская действительность была иной, а Зинаида Ермольева являлась предельно скромным человеком и учёным, сосредоточенным на своих лабораторных исследованиях. Она неохотно участвовала в медицинских симпозиумах даже в пенсионном возрасте – «дорожила временем».
Безусловно, именно волевой характер донской казачки помог ей воплотить все студенческие мечты о достойном вкладе в науку и спасение своего народа от массовой погибели во время эпидемий и войн. Уже много лет спустя известный академик Ермольева вспоминала: «Будучи студенткой, я спозаранку лазила через форточку в лабораторию. Всё ещё закрыто, а мне хотелось лишний часок-другой посвятить опытам». У микроскопа она оставалась до самого ухода из жизни.
ПО НЕКОТОРЫМ оценкам, благодаря пенициллину и его советскому аналогу крустозину в годы Второй мировой войны и после неё были спасены около 200 млн человек. Большинство современных антибиотиков созданы именно после исследования лечебных свойств пенициллина и крустозина, синтезированного Зинаидой Ермольевой.
Вечная слава этой выдающейся женщине с казачьего Дона!
- К слову, её именем ещё в советское время была названа улица на малой родине – в городе Фролове Волгоградской области; там же З.В.Ермольевой установлен памятник. В ноябре 2020 года улица Ермольевой появилась в московском микрорайоне Щукино, где она жила. А в сентябре 2021 года перед входом в Ростовский медицинский университет открыли памятный камень в честь знаменитой выпускницы вуза. Ещё раньше Национальная академия микологии учредила памятную медаль имени профессора Зинаиды Виссарионовны Ермольевой.
Мария ВОЛУЙСКАЯ, Антонина ПОЛЕЖАЕВА (АиФ).
Подготовил Сергей ЗАХАРОВ – специально для сайта СДКВ.
Фото: Из личного архива З.В.Ермольевой, https://yandex.ru/search.