Легендарный атаман Ермак. Три места его … захоронения




16 августа – День памяти Ермака Тимофеевича (1532-1585). Где именно он захоронен, неизвестно. Однако, сегодня цветы легли на три «могилы».


Многих сотоварищей-сподвижников по освоению Сибири схоронил Ермак, а своей участи и представить не мог…


  • Казаки издавна и в большом числе собираются в Вагайском районе Тюменской области – там имеется «точное место гибели» Ермака Тимофеевича и предполагаемое место его захоронения.
  • Менее десяти лет назад местом поклонения славному атаману стала ещё и некая могила 16 века подле села Киргиз-Мияки Миякинского района Республики Башкортостан.
  • А последние два года даже молебны совершаются в третьем месте – у весьма любопытного надгробия на кургане в Касимовском районе Рязанщины.

Версия №1.

Самая ходовая версия изложена в Википедия. Она сообщает, в частности: «По легенде, тело Ермака (раненного и утонувшего в тяжёлых доспехах во время боя) вскоре выловил из Иртыша около деревни Епанчина рыбак-татарин Яныш, Бегишев внук. Захоронили в почётном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином».

Помимо этого, в Тобольской летописи конца XVII века сказано: «И назвали (татары) его Богом, и погребли по своему обычаю на баишевском кладбище под сосной…».


Иных подтверждений погребения Ермака в Сибири нет, хотя поиски его реальной могилы продолжаются уже не одно столетие. Ещё Пётр I отправлял гонцов в Сибирь с этой целью, но всё оказалось тщетным. Местное население либо просто отказывалось общаться с исследователями на эту тему, либо намеренно направляло их по ложному пути.

В любом случае, можно верить или не верить, что означенное «почётное место» захоронения имеется и находится на территории Вагайского района Тюменской области. До пандемии по коронавирусу сюда съезжалось казачество из многих российских мест. К примеру, в 2018 году оно было из 12 регионов, в том числе с Алтая, из соседних сибирских областей и даже из Москвы.


Версия №2.

А на чём основывается то утверждение, что могила Ермака находится Башкортостане, ведь от места гибели Ермака и до «прославившегося разом» села-райцентра Киргиз-Мияки 1100 километров?

Поисковик Фёдор Жижилев (на снимке, запечатлён при раскопках) свою сенсационную версию 2012 года обосновывает так:

– Местными краеведами была обнаружена могила, в которой захоронен явно знатный человек. Радиоуглеродный анализ останков показал, что жил он в те же времена, что и Ермак Тимофеевич. Я предполагаю, что башкиры, коих тогда много было и в сибирских землях, перевозили тело Ермака через Уральский хребет в Москву. Но на Руси началось Смутное время, это, по-видимому, и остановило башкир, и они захоронили атамана на своей земле.

Как и следовало ожидать, современные казаки, в том числе из Уральска и Оренбурга, проторили дорожку к этому захоронению славного атамана.


Версия №3.

Третье место поклонения казаков «праху великого завоевателя земель для Русского государства» образовалось благодаря изысканиям Валерия Камшилова – атамана Мещерского войска со ставкой в г.Касимове Рязанской области.

«Эту могилу знаменитого Ермака нашёл я. Причём логически, одной силой своего аналитического ума по архивным документам, найденным и предоставленным мне в электронным виде Александром Кондрашовым – краеведом из Шилово («Лития Ермаку Тимофеевичу Оленину, имевшему земли в Касимовском районе». Сайт kazaki.online).

Исходил атаман Валерий Камшилов, как уже можно понять, из того, что «Ермак Тимофеевич Оленин имел земли в Касимовском районе». И земли те «ему были даны за заслуги по охране границ государства, в районе сёл и деревень: Сеитово, Баишево, Карамышево и др.».

Опять же, как останки Ермака оказались в ещё более далёком от Иртыша Касимовском районе? Что говорит по этому поводу Валерий Камшилов?


Оказывается, «историки предполагают», что верные Ермаку Тимофеевичу люди из уважения к атаману не бросили его нетленное тело и по льду рек привезли к месту владения земель. Но «гораздо важнее другое!».

Это значит, что на кургане близ деревень Шемякино и Баишево атаман В.Камшилов нашёл малоприметное надгробие с надписью. Специалисты прочли её: «То здесь упокоены мощи Атамана нашего Ермака Тимофеевича, голову свою в бою сложившего, землю Русскую в два раз приумножовши. Да упокоятся по завету его, мощи его, во Родной земле».

Как утверждает Валерий Камшилов, местные современники Ермака хранили место его захоронения в тайне. По преданиям татар, проживающих издавна в окрестностях Касимова, на месте захоронения Ермака происходили небывалые чудеса, и татары те смертью поклялись, чтобы не говорить про него русским.

Именно у найденного в прошлом году надгробия состоялась заупокойная лития об усопшем 16 августа 1585 года Ермаке Тимофеевиче. Перед иконой Николая Чудотворца, которая издревле принадлежит роду атамана Камшилова, помолились атаман Касимовского района Сергей Марков с сыном Александром, казаки Александр Пилюгин и Валентин Казаков, дети из ближних деревень.




Наверное, это самое главное – помнить в веках о собирателе земель российских Ермаке. Возможно, когда-то одна из трёх изложенных версий даже восторжествует. Но не исключено, что появятся и новые варианты, более обоснованные исторически.

При всём при этом хочется, чтобы и дальше жило в веках утверждение всё той же Википедии: «Ермак был человеком выдающегося ума и характера, что признавали и его единомышленники, и его противники, и был, несомненно, поистине легендарной личностью».


Подготовил журналист Михаил ЛОЩИНИН – специально для сайта «Северо-Донское казачье войско».