Донские сказки для взрослых казаков
К юбилею писателя-фольклориста. В сентябре 2021г. исполняется 115 лет со дня рождения Б.С.Лащилина. Собранные им сказки – всегда со смыслом. Например…
Борис Степанович ЛОЩИЛИН (1906 – 1987).
Станица Михайловская на Хопре. Волгоградская обл.
Публикуем рабочие варианты двух сказок.
Такие сказки звучали в походах, в ночном, у костра на рыбалке или на сенокосе…
Как казак в рай чуть не попал
Пришлось быть как-то одному казаку в станице Урюпинской на Покровской ярмарке. Купил он там пару добрых волов с арбою и домой поехал. Дорогой не утерпел, завернул к своему куму…
В гостях до самого вечера задержался, и ехать ему пришлось в ночь. За хутор выехал и – задремал. А волы идут себе потихоньку по шляху. Дошли до реки, въехали на мост, и остановились.
Тут только казак проснулся, а сам на брюхе лежал. Глядит – рядышком звёзды колышутся, яркие такие. И луна круглая перед глазами, впору рукой потрогать. (А ведь это речка была, и в ней ночное небо отражалось). Думает: «Вот так дело! Значит, я на небеса заехал и живым к господу богу и святым апостолам попал». Да как крикнет на волов:
— Что же это вы наделали, куда завезли меня?!
Кнутом вытянул их. Они съехали с моста. Казак присмотрелся, волы по дороге идут, и поля знакомые, до дома не больше, как две версты осталось.
У казака легче на душе стало. Теперь ему не придётся питаться райскими яблочками, от них ведь никакого проку не бывает — ни сыт, ни голоден. Хорошо, что проснулся, а то быть бы в раю и стоять вестовым, быть на посылках у богатых да знатных божьих угодников.
Вот как могло бы обернуться дело. А на выпивке казак крест поставил!
Рябая баба и чертёнок
У казака была жена — баба страховитая, рябая. Это бы пустяк, а вот то горе, что оказалась она злющей-презлющей. Житья от неё не стало.
Вконец измучился казак. И решил сбыть бабу куда-нибудь. Уговорил поехать по ягоды. А когда она к самому краю бездонной пропасти подошла, поскорее столкнул её туда. Домой из леса приехал рад -радёшенек…
Прошла неделя, другая — и казак про жену вспомнил. Без неё плохо, некому испечь хлебов, щей сварить. Почесал он затылок, да и поехал к бездонной пропасти. Приехал, камень привязал к длинной верёвке и начал полегоньку спускать её в пропасть. Потом обратно стал тянуть.
Тянул верёвку, тянул, глядит — на камне чертёнок маленький, горбатый. Казак хотел его назад в пропасть сбросить. Но чертёнок взмолился, начал просить:
— Не бросай, казачок, меня. Век служить тебе буду, а в пропасти мне верная погибель. Там объявилась у нас рябая баба, старые черти все разбежались от неё, а я никак не могу из пропасти выскочить — и, видишь, мне она обгрызла нос и уши.
Пожалел казак чертёнка, вытащил.
Стали вдвоём жить они, вместе нужду терпеть. Чертёнок на казака и его жизнь поглядел, да и говорит:
— Давай вот что сделаем: пойду-ка я по домам богатых казаков, начну у них по ночам кричать дурным голосом, по-собачьи, по-кошачьи царапать, скресть ногтями. Не дам житья, а ты объявишься знахарем, будешь нечистого духа — то бишь меня — выгонять. Вот тогда-то заживём без хлопот и забот.
Так и сделали. Скоро прослыл казак мастером своего дела.
И вот как-то из Петербурга в своё родовое поместье прикатил генерал. Чертёнок – к нему. Не даёт покоя. Тогда, с подсказки добрых людей, барин позвал нашего казачка, и просит:
— Выгони беса, добра не пожалею, отдам тебе бочонок с золотом.
Казак наш сразу взялся за дело — походил по дому, пошептал, поплевал по углам, и бес сгинул. Да только схитрил чертёнок: затаился где-то, а потом укатил с генералом в Петербург, в царский дворец.
Вот как-то генерал прослышал, что во дворце неладное творится. Взял, да и посоветовал царю за нашим казачком послать. Царь снарядил тут же гонцов.
Ввели казака во дворец его, а чертёнок уже сидит в уголке, глаза огнём горят, грозит:
— Ты зачем, казак, приехал? Изведу подчистую!
А казаку всё равно было – от царского гнева или от дьявольских козней пропадать, осмелел:
— Знаешь, я не тебя приехал выгонять, а только сказать, что моя жена, рябая баба, вылезла из пропасти, за мной гонится, вот-вот явится сюда…
Больше чертёнок не захотел слушать казака, поскорее в печь нырнул, а оттуда – в трубу, только его и видели!
Правда, после прошёл слух, что он перебрался через Чёрное море к турецкому султану, во дворец, и теперь ему жизни не даёт. И поделом басурману! А уж рябая баба его там ни за что не сыщет.
Подготовили Ольга БУРОВА, Виктор ШЕВЧЕНКО.
Иллюстрации: Н.Гусаров и донской лубок.