Была бы казачка – казаки будут!




Правление СДКВ сердечно поздравляет с приходом весны и Женским праздником всю прекрасную половину воронежского Придонья. Всех вам благ, дорогие наши!




Праздничный сказ


А знаете ли вы, что на Дону даже в давние времена никому и в голову не приходило насильно выдавать девушку замуж? Обычно молодой казак с отцом приходил в гости к понравившейся казачке…


Если ему она нравилась, он клал фуражку на стол донышком вниз. Теперь всё зависело от молодки. Она могла отнести головной убор на вешалку, тем самым давая знать, что не быть парню мужем. Или перевернуть донышко наверх, что означает: можно засылать сватов!

А если вскорости, по свадьбе казачьей, девочке случалось народиться, то на Дону был другой обычай…

Первый раз казачью дочку купала вся женская половина семьи «смывали с неё заботы», чтобы жизнь была счастливой. При этом отец должен был съесть пересоленную кашу и не разу не сморщиться.

Потом, по обычаю, отмечали празднично первый шаг девочки, одаривая её подарками.

Уже с пяти лет её приучали нянчиться с младшими братьями и сестрами, по дому-куреню управляться.

А для подросшей «в меру» казачки особо важно было красиво петь и плясать. Специально их этому не учили, но на праздниках рядом со взрослыми женщинами разрешали быть – чтобы от почитаемых за талант станичниц узнавали, как надобно танцевать и петь-подпевать.


Когда приходило время думать о семье, дед дарил девушке серебряное колечко. Тем самым он давал знать, что внучка его – «уже не дитя».

А потом девица ждала молодого казака и его отца. Приходили те – фуражку переворачивала. Или на вешалку относила, хотя такое реже бывало. Ну, да вы уже знаете, что дальше было…


  • В общем, вся жизнь по привычному донцам кругу шла – девочку купали, отец солёную кашу ел… И счастлив был: «Казачьему роду – нет переводу! Ведь оно как: была бы казачка, а казаки – будут!..»

Александр СИТНИКОВ.