Две улицы, два героя. Но один без Золотой Звезды
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ. В Воронеже есть улица Матросова, а рядом – улица Лейтенанта Дзотова. Они совершили одинаковый подвиг, причём лейтенант – раньше. Однако…
2 июня 2020 года на сайте СДКВ и в социальной сети «Одноклассники» был размещён материал «Чижовский плацдарм», посвящённый 100-летию уроженца Северной Осетии Лазаря Александровича Дзотова.
Его подготовил Георгий Корнаев – старший научный сотрудник Историко-мемориального музея в городе Дигора (РФ, Республика Северная Осетия-Алания).
Конечно же, автор рад тому, что память о Лазаре Дзотове чтят в Воронеже. Его именем названа улица, которая находится неподалёку от улицы Матросова, на ней установлена соответствующая мемориальная доска. Он посмертно награждён областным почётным знаком «Благодарность от земли Воронежской». Его фамилия отражена на мемориальном комплексе «Чижовский плацдарм».
Но тема того, что один – Герой Советского Союза, а другой – нет, осталась «за скобками».
А ведь Лазарь Дзотов бросился на амбразуру немецкого дзота на полгода раньше Александра Матросова.
Кстати, в общей сложности за время Великой Отечественной войны 432 человека погибли, прикрыв собой амбразуры. Большинству из них присвоено звание Героя Советского Союза. По странному стечению обстоятельств, Лазарь Дзотов такого звания не удостоен.
Может, в случае с Матросовым и многими другими Героями «рядом и вовремя» оказались военные корреспонденты, а Дзотову фронтовая фортуна не улыбнулась? Ну, насчёт журналистов, это вряд ли. Потому как существует номер газеты «Комсомольская правда» от 11 сентября 1942 года (разумеется, он имеется в экспозиции музея города Дигора).
В нём на всю страну и на всю Красную армию восславлен подвиг лейтенанта Л.А.Дзотова (100-я стрелковая дивизия), который был совершён 15 августа 1942 года при форсировании реки Воронеж.
А главное, здесь же, в «Комсомолке», была опубликована предсмертная записка Лазаря, которую нашли в комсомольском билете, и которую потом политруки зачитывали повсеместно «для поднятия боевого духа бойцов» – она полна патриотизма и, что называется, «написана кровью».
Согласитесь, такое воодушевляет:
«Моему народу. В своей службе советскому народу дерусь до последней капли крови за честь, за свободу, за независимость советской земли. Я верен своей воинской присяге, которую принял перед лицом Великого моего народа. Считаю себя до последней минуты своей жизни верным сыном народа. Вперёд за Сталина! Лейтенант Дзотов».
Что же тогда, почему достойный человек не был награждён Золотой Звездой? Время не пришло, как в случае с Александром Матросовым? Но известно ведь: самым первым, в августе 1941 года, под Новгородом совершил подобный подвиг уроженец Вологодской области младший политрук Александр Панкратов.
Или вот пример по Воронежской области: 19-летний сержант Василий Прокатов (тоже вологодский!) лёг на амбразуру при форсировании Дона в Верхнемамонском районе, было это в декабре 1942-го, то есть, за два месяца до Матросова. Оба – Герои!
Доводилось слышать, что всё дело в «нерусской» национальности Дзотова. Но обратите внимание, как называлась «заглавная» статья в «Комсомолке»: «Клятва осетина Дзотова».
И вообще!.. Звания Героя удостоен таджик Туйчи Эльджигитов – он повторил подвиг Матросова под Ленинградом. В Лискинском районе Воронежской области на высоком берегу Дона стоит памятник киргизу Чолпонбаю Тулебердиеву. Одна Сталинградская битва дала 23-х Героев-«матросовцев», в том числе людей, которые носили явно нерусские фамилии: Ивченко, Бабаев, Джамбабетов, Кикалейшвили, Оганесян и многие другие…
По некоторым неофициальным соображениям, причина вот в чём. Штабных «уставников» сдерживало то, что Дзотов был командиром, причём сразу двух взводов – своего пулемётного и ещё одного, который был «обезглавлен» в жестоких боях, происходивших в рабочем районе Чижовка (нынешний мемориал «Чижовский плацдарм» содержит фамилии 15 тысяч погибших советских бойцов).
То есть, по соображениям всемогущих штабников, лейтенант должен был «эффективно командовать» этими двумя «боевыми единицами». Но бывший рабфаковец, комсорг Северо-Осетинского пединститута, уважаемый учитель истории в средней школе №1 села Дур-Дур Дигорского района Северо-Осетинской АССР, выпускник пехотного училища думал, видимо, иначе. Ведь, и его любимый книжный герой Павка Корчагин, и Чапай, и Будённый, и другие красные командиры всегда были впереди, увлекали бойцов личным примером!..
Впрочем, предположения можно строить долго. Особенно с учётом того, что сайт информационного проекта «Память народа» оказался способен выдать по Дзотову и такое: «по дополнительному списку потерь командного состава 1946 года числится пропавшим без вести». И это – даже вопреки сверхдоказательной статье в «Комсомольской правде» – с означенной запиской, с фото лейтенанта и соответствующей героико-биографической «подкладкой»!
Бюрократическая машина вообще может работать без оглядки на логику и здравый смысл.Вот, к примеру…
В начале 2000-х под письмом с просьбой присвоить Лазарю Дзотову звание Героя Советского Союза подписались 8 тысяч земляков. Обращение отправили в Совет Федерации, но оттуда пришёл неутешительный ответ. Дескать, они не могут присвоить звание Героя Советского Союза, поскольку такой страны, как СССР, больше нет.
Разумеется, про звание Героя России там не было и слова, хотя и Северная Осетия-Алания, и Воронеж – входят в состав Российской Федерации, которая выступает как правопреемница СССР (во всяком случае, по патриотизму). Понятно, что то была простая отписка.
Между тем, полтора года назад был прецедент, когда Владимир Путин присвоил звание Героя России посмертно.
Осетинская община Воронежа во главе с Урузмагом Бестаевым обращает внимание на то, что нынешний год особенный – 75 лет Великой Победе и 100 лет со дня рождения Лазаря Александровича Дзотова (к сожалению, более точная дата не известна).
Николай СТАРЫХ.
Фото из открытых источников и архивов.