Как после Троицы «русалку водили»


Этот необычный обряд был популярен в воронежском с.Верейка, которое основал в 17в. казак Иван Колесников. Обычай не забыт и сейчас.



Иллюстрация: «Русалки» – картина художника Андрея Шишкина.

Рассказывает кандидат искусствоведения, профессор Воронежской государственной академии искусств СЫСОЕВА Галина Яковлевна:


– «Вождение русалки» относится к обрядам календарным и магическим. Правда, сами жители сёла Большая Верейка, которое входит в Рамонский район и прежде называлось Верейкой (также Верхней Верейкой), о его смысле и назначении ничего сказать не могут.

На утрату магической функции обряда указывает тот факт, что действо, возрождённое клубными работниками, совершается преимущественно детьми и подростками в форме старинной забавы. Однако, становясь взрослыми, они воспринимают эти игры более серьезно, именно как обряд, который необходимо продолжить.

Дата проведения «вождения русалки» отсчитывается от Троицы и приходится всегда на последующее воскресенье, на так называемое Петровское заговенье, поскольку на другой день начинается Петровский пост. При этом вся неделя, следующая за Троицей, именуется «русальной», а день заговенья называется также «русальным» заговеньем.

Сам обряд был впервые описан в 1947 году известным фольклористом, этнографом Гринковой Надеждой Павловной, которая побывала в Большой Верейке с экспедициями Академии наук СССР в 1925 и 1936 годах. Основную информацию об обряде она получила от Барышниковой Анны Куприяновны (знаменитая сказочница «бабушка Куприяниха», 1868 года рождения, знаток местных традиций).

Так вот, обряд «вождение русалки», который верейские старики чаще называли «похоронами русалки», в кратком пересказе заключался в следующем.

Собравшиеся женщины и девушки делают «русалку» – куклу из тростника, называемого здесь «кугой», реже из соломы. Лицо обозначают белой тряпицей. Затем облачают русалку в белую рубаху с вышивкой, какую носят обычно местные женщины; поверх неё надевают юбку, на голову повязывают платок.

Далее для обряда готовят носилки. Берут две палки длиной в средний человеческий рост и перевивают их веревками. Уложенную на носилки «русалку» накрывают белой скатертью с вышивкой, поверх накидывают три праздничных «утирки» (вышитые полотенца).

Затем наряжаются участницы обряда: женщины и девушки одеваются в праздничные, но не «годовские» (т.е. особенно торжественные) костюмы и берут в руки самодельные «свечи», в качестве которых употребляют белые нижние части стебля того же тростника-куги, перевязанные в верхней части ленточками, чаще красными или розовыми.

В это же время одна из участниц наряжается «попом»: распускает волосы, накидывает углом на плечи коврик или дерюгу, изображая фелонь, держит за оборину «осмёток», т.е. стоптанный лапоть и размахивает этим «кадилом». После всех приготовлений похоронная процессия выходит из дома, где шли сборы, и с пением проходит по селу. Запевалой является «поп», сопровождающие женщины подхватывают и подпевают.

Пройдя по всему селу, процессия направляется в ржаное поле. Там «русалку» разоблачают, разбирают «утирки», снимают ленты со свечей. Затем бросают в лог и чучело «русалки», и палки от носилок.


По словам «бабушки Куприянихи», этот обряд было принято совершать в Верейке по двум причинам. Во-первых, если бросят «русалку» в ржаное поле, то лучше будет хлеб расти; во-вторых, так «спасасались» от русалок: «если не бросають, то русалки всю лету будуть тращать» (стращать, пугать), – поясняла Анна Куприяновна Барышникова.


В силу этих соображений старшая часть населения Верейки, вернее женщины, интересовалась совершением данного обряда и всегда придавала ему большое значение.

О личном участии в «вождении (похоронах) русалки» в советское и последующее время этнографическим экспедициям, побывавшим в Большой Верейке, рассказывали местные жители разных поколений, как старшего возраста (20-х годов рождения ХХ века), так и среднего (60-70-е годы рождения).

Разница между их воспоминаниями заключается в том, что старшее поколение застало время, когда в исполнении обряда участвовала молодёжь, а среднее говорит об участии только детей и подростков.

Обычно дети, подростки собирались после обеда, ближе к вечеру, и каждая группа готовила свою «русалку». Носилки тоже были. Был и «поп», который сопровождал похоронную процессию. Он размахивал вместо кадила лаптем с мукой (или даже с сажей). «Поп» приговаривал: «Упокой, господи, душу рабы твоей Дарьи» (кукле-русалке могли присвоить имя).

Девочки, девушки (а раньше, в 30-е годы ХХ века, даже молодые женщины) шли следом за носилками и голосили, как по покойнику: «На кого ж ты нас, любезная, покидаешь, на кого ж ты нас оставляешь…». Устойчивых текстов не было, каждый импровизировал.

Существовало поверье: если кто обернётся после того, как «русалка» выведена за село, того она будет преследовать. Это связано с представлениями о русалках как о зловредных существах, которые начинают совершать пакости в определенный период времени года. Именно поэтому следует их уводить подальше и строго следить, чтобы русалки ни за кем «не увязались».

Избавившись от чучела русалки, участники обряда обычно направлялись к лесу, садились под дерево и устраивали общую трапезу – «поминальный стол», для чего брали из дома блинцы, яйца, вареную картошку и прочее – что имелось и что давали старшие. Специальных песен для этого обряда не было, потому пели любые, но чаще плясовые.

Клубные работники в течение последнего десятилетия пытаются возродить обряд и привлекают для этого местных школьников. Такой опыт уже был в 2016 году, правда, фотографий не сохранилось.

К слову, похожие обряды вождения-похорон «русалки» в виде травяной куклы, одетой в женскую одежду, на петровское заговенье зафиксированы экспедициями Воронежского государственного института искусств также и в других местах Рамонского района: соседнем Ломове (8 км), а также в сёлах Ступино, Ситная, Скляево и Карачун.

В ближнем Семилукском районе «русалку» хоронили в селе Каверье. Много подобных сообщений было зафиксировано и в Липецкой области (в Хлевенском, Елецком, Липецком, Добровском, Усманском районах), правда, здесь уже наблюдается некоторая вариативность обряда.


Хотите подробности – см. http://www.vrnfolk.ru/


Читайте также:

«Обряд вождения русалки в селе Оськино Хохольского района Воронежской области». Есть отличия! (Та самая вариативность обряда)

https://www.culture.ru/objects/360/obryad-vozhdeniya-rusalki-v-sele-oskino-khokholskogo-raiona-voronezhskoi-oblasti