Как казаки себе священников выбирали


Про церковный уклад северо-донских казаков до образования Воронежской епархии  рассказывает краевед Михаил НЕБОЛЬСИН:

— Воронежская епархия официально существует с апреля 1682 года. До этого Воронежский край в церковном отношении входил в Рязанскую епархию.

Но зависимость от Рязани была чисто номинальной и выражалась прежде всего в том, что рязанские владыки получали церковный налог, собираемый с местных храмов. Из-за дальности расстояния рязанские митрополиты практически никогда не посещали Воронеж и его уезд, чтобы «досмотреть церковные чистоты», поэтому воронежские храмы пользовались своей самостоятельностью.

При всём при этом церковное управление ни коим образом не касалось казачьих церквей, оно распространялось  лишь на те храмы, которые были построены под началом Московского государства, каких в начале XVII века в Воронежском крае числились единицы, остальные же были возведены, а потому и управляемы самими казаками.

Следует иметь в виду, что казачьи поселения располагались в недоступных для нападения неприятеля местах и состояли из нескольких куреней, сплетённых из хвороста или камыша и обмазанных глиной. Городок обносился тыном или земляным валом с пушками по углам. Церкви и часовни ставились небольшие, т.к. казаки тщательно скрывали свои городки от неприятельского глаза, да и вообще географию мест своего обитания.

Один из таких городков — казачьих центров располагался недалеко от современного села Новая Усмань. На казачество «всех рек», всех притоков Дона распространялись общевойсковое право, традиция общего круга и обязательность исполнения коллективных решений. Одним из таких решений было построение первой Усманской церкви.

В «Дозорной книге», составленной в 1615 году, сказано следующее: «… Да в Воронежском уезде за рекою за Воронежем на реке на Усмони слободы служилых атаманов. Село Собакино, а в нём церковь с трапезою, древена, клецки, с папертью, два престола: во имя Николы Чудотворца, престол великомученика Дмитрия Солунского».

Кстати, в XVI — XVII веках на Дону церкви строились местными мастерами, а не пришлыми, постройка храма была делом народным, а не капитала. Казаки по праву считались лучшими мастерами при возведении деревянных построек. План и фасад этих построек всегда был свой особый, ничего общего с византийским стилем не имеющий. Крыши таких церквей и церковные главы делались из дерева, напиленного в форме полукружков, наложенных один на другой, и представляли собой вид рыбьей чешуи.

Казачий храм отдалённо похож на тот, что запечатлён на фото, но он построен явно после 17 века.

Иконостасы в казачьих церквях во многом отличались от греческих, принятых в те времена Киевом и Москвой. Последние были высокие, до самого верха, с образами в 4 и 5 ярусов, с резьбой глухих орнаментов, окрашенных в один золотой цвет. А вот казачьи иконостасы  были невысокие, с резьбой сквозной, при сочетании цветов: красного с синим или зелёного с серебряными разводами.

Священников казаки избирали из своей среды на кругу и поставляли их без какого-либо согласования с московским руководством. Эти пастыри давали крещаемым свои казацкие имена, нисколько не справляясь со святцами. Таковыми являются многие известные нам из исторических документов имена донских, воронежских, усманских казаков и атаманов: Третьяк Струков, Дружина Дьяков, Мастюга Степанов, Горяинко Карманов, Безсонко Некрылов, Ариско Тарасов, Клёнка Смагин и др.

Фото: i.photographers