Скорбим по нашему духовному отцу




В Воронеже отошёл ко Господу митрофорный протоиерей Пётр (Петров Пётр Захарович). Эта весть болью отозвалась в сердцах всех казаков СДКВ.



12 апреля 2024 года, на 79-м году жизни, после продолжительной тяжёлой болезни, преставился ко Господу Войсковой священник Северо-Донского казачьего формирования митрофорный протоиерей Пётр (Петров Пётр Захарович).

Казаки Войска скорбят и выражают соболезнование родным и близким дорогого о.Петра, который окормлял их четверть века.

Царствие Небесное новопреставленному рабу Божьему Петру и вечная память!







ПОСМЕРТНОЕ СЛОВО


Войскового атамана СДКВ, члена Рабочей группы Совета при Президенте РФ по делам казачества в Воронежской области В.В.ГАЛУШКИНА:


– Мы понесли тяжёлую и невосполнимую утрату. Из земной жизни ушёл душевный и мудрый человек, Священник с большой буквы.


Напомню: многоуважаемый о.Пётр ранее являлся настоятелем Никольского храма г.Воронежа, он оставался им и до кончины, но уже в почётном качестве.

Вообще же, Пётр Петров успешно проявил себя и как благочинный Никольского церковного округа, руководитель «силовых» епархиальных отделов, помощник Правящего Архиерея по работе с органами власти, член Коллегии по делам казачества Воронежской митрополии.

Особо хочу обратить внимание: в 1990 году подле Никольского храма вообще был пустырь.

А лет через 5 на нём вырос замечательный крестильный храм во имя Толгской иконы Божией Матери с административно-хозяйственным блоком и местом для проведения различных мероприятий.

Именно тут проходили наши сборы, верстание в казаки и т.д., мы участвовали также в Крестных ходах, литургиях… То есть, шло реальное возрождение православного казачества.



При содействии и участии о.Петра было построено много и других церквей, а также новый корпус Духовной семинарии.

В общем, Пётр Захарович был широко известен своей пастырской деятельностью в городе и за его пределами, он доставлял в Воронеж Благодатный огонь и являлся лауреатом премии «Золотой фонд Воронежской области» (номинация «Духовное служение», 2008).


А служение у Престола Божия П.З.Петров нёс с 1968 по 2016 год, то есть 48 лет!

Окормлять же Воронежское казачье землячество стал в далёкие уже 1990-е годы, при этом мужественно преодолевал всяческие препоны со стороны ретивых чиновников, о чём можно рассказывать «долго и безрадостно».


Тем не менее, в целом всё было хорошо. Однако, в конце 2016-го с ним случился инсульт. Тем не менее, донцы-казаки по-прежнему оставались в поле зрения Заслуженного Войскового священника, он не терял связи с правлением и атаманом СДКВ.

До того наш окормитель был необычайно лёгок на подъём, мог поехать в любую станицу, к примеру, в Панинскую, на установку Поклонного креста.





А в 2004 году мы вместе с ним отправились аж в Омск, на Большой круг Союза казаков России.


Да что там Омск… Батюшка 4 раза был в Чечне, куда ездил «служить» с воронежскими «силовиками».

Обычно ему предлагали надеть бронежилет. Но он категорически отказывался. Дескать: «Мой бронежилет – вот этот иерейский крест. Если он меня не защитит, то и бронежилет не сохранит».

От знакомых парней из воронежского РУБОПа я слышал, что о.Пётр был для них «защитным талисманом». Ему безгранично верили.


Хочу подчеркнуть: он без всяких колебаний участвовал в патриотических мероприятиях и всегда охотно встречался с молодёжью.





Протоиерей вообще был сильным «молитвенником» в годы нашего окормления. Приведу такой пример.

Мы, казаки, протестовали против строительства торгового центра в одном из исторических скверов Воронежа. Установили даже охранный Крест, его батюшка освятил, как и полагается. Вот только дельцы-«авторитеты» двинули экскаватор. Но из этого ничего не получалось то мотор глох, то что-то с ковшом случалось. На том тогда всё и кончилось…


Доводилось слышать, что такую большую молитвенную силу Пётр Захарович унаследовал от своего родителя, который тоже был священником. Знаю, что отец Захарий прошёл через сталинские лагеря, но не сломался. Он переехал семьёй, в которой Пётр был последним, десятым ребёнком в семье, из Белоруссии в Черноземье, примерно служил в Воронежско-Липецкой епархии…

*


В любом случае, наш Войсковой священник был замечательным духовником, он если и давал советы, то ненавязчиво и степенно, ему действительно хотелось верить.

Один член нашего правления СДКВ (между прочим, участник боевых действий) столь сильно опечалился кончиной Войскового священника, что высказался по телефону примерно так:


– Не стало Божьего посланника! Отец Пётр много лет подряд наставлял меня «на путь истинный», по ходу исповедей. При этом беседовал без всяких там назиданий, с обещанием «кар Господних». Но сказанное, поверьте, доставало «до печёнок». Порою даже муторно становилось. А после исповеди ну никак не хотелось грешить (правда, до первого большого соблазна, поскольку даже сам батюшка однажды сказал: человек и слаб, и силён одновременно, да только не тот люб Господу, кто твердолоб, а тот, кто к душевному исправлению стремится).


Вот так-то! Не зря же Войсковой священнник был митрофорным протоиереем, то есть особо заслуженным священником (головной убор митра является патриаршей наградой).


В числе поощрений о.Петра также: камилавка, наперсный крест с украшениями, право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни, право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…».

К ним надо добавить и четыре ордена РПЦ. Имел государственную медаль Российской Федерации к ордену «За заслуги перед Отечеством» II степени. Мы же, казаки, с чистой совестью наградили Войскового священника медалью «Алексий, человек Божий», медалями имени донских атаманов Платова и Некрасова…





В свою очередь, Петра Захаровича поощряли воинские части, а также правоохранительные и исправительные ведомства, с которыми он тоже тесно взаимодействовал. И тем более удивительно: в марте 2007 года о.Пётр попал в … криминальные сводки.


Представьте себе, за верную службу нашему Господу на него было совершено нападение возле Никольского храма. Некий молодой человек ударил его ножом в область шеи со словами: «А за сатану ответишь!». Батюшка выбил нож, а сатанист убежал (его изловили позже). Служители храма вызвали машину скорой помощи.

– Я потерял много крови, – рассказывал потом о.Пётр. – После операции в областной больнице врач сказал, что я счастливчик: нож не задел сонную артерию, а прошёл рядом. Хотя глубина раны была около 8 сантиметров. Чудо! А между тем, на моей майке кровь запеклась в виде … креста. Так мне пришлось самому испытать страдания за Господа нашего Иисуса Христа…

Кстати, своих дочерей Петр Захарович и его супруга, матушка Валентина, назвали «просто и по-христиански»: Надежда, Вера, Любовь и Мария.

*


Собственно говоря, наш ВОЙСКОВОЙ священник подобающе исполнял Господнее пастырское предназначение и все годы являл собой достойный для казаков и всех мирян пример. Он реально воплощал в жизнь завет одного из отцов христианской Церкви, Иоанна Златоуста:

«Кто Бога назвал Отцом, и Отцом общим, тот необходимо должен так жить, чтобы не оказаться недостойным сего благородства и показывать ревность, равную дару»…


  • Да упокоит Господь в селениях праведных новопреставленного митрофорного протоиерея Петра! Вечная ему память!


ПЕТРОВ Пётр Захарович. Годы жизни: 18.10.1945 – 12.04.2024.

*

Использованное фото: Архивная база Войскового Музея СДКВ.

Размещение материала на сайте СДКВ: есаул Николай Старых.