«Кум любезный! А к нам чёртик пожаловал!..»




Любопытный экспонат имеется в казачьем музее станицы Старочеркасской Ростовской области. Такие графинчики донские хозяйки выставляли на стол перед засидевшимися гостями.


Названная станица ныне входит в Аксайский район; его центром является город Аксай, который до 1957 года был станицей Аксайской. Здесь в XIX веке открылся первый на Дону стекольный завод. Это его продукцией были графинчики с чёртиками внутри. 



Между прочим, поместить бесёнка в графинчик и даже в бутылку было не слишком сложно: мастер сначала делал (вытягивал клещами) фигурку из расплавленной стеклянной массы, а потом уже помещал её в выдуваемую колбу, обычно приваривая к внутреннему донышку.

Сами же фигурки были и примитивные, и тщательно сделанные.




Такая технология применялась на просторах Российской империи с конца 17 века и называлась гутной (согласно одной из версий, немецким словом hutta обозначалось стеклодувное помещение, а по другой – иноземцы-мастера говорили «гут», когда изделие получалось хорошим). Запомним этот момент, ибо о сей технологии речь пойдёт и далее.


Расскажем подробнее об использовании столь необычной посуды, об её особенностях и видах.

*


… Казаки всегда отличались хлебосольством, и не всегда весёлые встречи и посиделки ограничивалось одним штофом (0,61 л). Тогда хозяйка потихоньку выставляла на стол графинчик с «рогато-хвостатым отродьем» внутри, давая тем самым понять куму или сборищу гостей: они допились до чёртиков, а потому пора домой собираться.


Вообще же, по мере осушения сосуда чёртик всё более проявлялся, и даже бесшабашные станичники-хуторяне начинали пить дымку (дешёвую водку кустарного производства, по сути, самогон) с опаской, осеняя себя и графинчик крестным знамением.

Возможно, именно по этой причине вошло в обиход выражение: «напиться до чёртиков».

*


Интересно, что чёртик внутри графинов старочеркасского производства (как и многих иных заводов) был полый, то есть пустой, но при этом имел небольшое отверстие. Когда графин наполняли спиртным, дьяволёнок тоже наполнялся. Поскольку ёмкость со страшилкой внутри опустошалась казаками в спешном, так сказать, в «походно-стременном порядке», то сам чёртик становился пустым не сразу, ввиду малой величины упомянутого отверстия.

В итоге набиралось граммов 30 – 40, чему подпивший хозяин на утро был несказанно рад. Недаром такие графинчики называли похмельными.


Известно, что графинчик с чёртиком Старочеркасскому музею-заповеднику пожертвовал местный житель В.А.Кулегин в 1981 году.  Между тем, изделие именно такого артикула (варианта) вряд ли было дорогим.



А вот к богато сделанным графинам прилагались рюмки, о чём свидетельствуют старинные подарочные старинные наборы, выставленные в Музее дятьковского хрусталя (Брянская обл.) и в Музее русской водки г.Санкт-Петербурга, причём в каждой рюмке тоже сидел бесёнок. Он же мог быть пробкой.

Но в старочеркасском случае даже пробка утратилась, а какой она была, неведомо.


Между тем, «шутейные графинчики» породили не только образное выражение «напился до чёртиков».



Оказывается, во внутрь посуды, изготовляемой по гутской технологии, помещали и забавных свинок; в таком случае говорили о злоупотребившем спиртным человеке: «напился как свинья».

А вот – народная мудрость другого предметного свойства: «пел соловьём, да кончил петухом», «петух пробуждается, злодей объявляется», «сердце с петухом запело». И дело тут не во времени суток, хотя и такое не исключалось. Что имеется в виду?

*


Среди экспонатов музея в Старочеркасске есть графинчик с петушком внутри.

По мнению научного сотрудника Л.В.Визинской, первоначально стеклянные ёмкости с кукарекой использовались хозяевами для развлечения гостей: когда в графин неспешно наливали напиток (не всегда спиртной), петушок зрительно становился всё больше и больше, пугая и веселя сидевших за столом людей.




Позднее петушков с оптическим обманом стали делать ещё и полыми, с «опохмельным предназначением», по принципу чёртика внутри графина. При этом петушки были крупнее, чем бесята, в них обычно вмещалось 125 грамм выпивки, поэтому их называли мерзавчиками, как и маленькие бутылочки, зачастую используемые в «мерзкой цели» – для опохмелки.

Возможно, гутовская технология производства оригинальной стеклотары породила пословицы не только с упоминанием чёртиков, свиней и петухов, но тогда они – менее ходовые. Например, говорят же о сильно перебравшем человеке: «нем как рыба».

*


Как свидетельствуют краеведческие изыскания, в старые времена на ярмарках продавали узкогорлые графины, в которых «плавали» после заполнения карасик либо лебедь; в них могли находиться животные (козёл, олень и др.), а также яблоки и груши, яркие цветы из стекла…  




Однако, вернёмся к графинчику с петушком, который имеется в фондах Старочеркасского музея-заповедника. К сожалению, не известно его происхождение в качестве экспоната. Но «засунутый» в расписной сосуд петька неизменно вызывает интерес у посетителей. Хотя, конечно, «отрезвляющий чёртик» бьёт все рекорды.

Интересно, что экскурсанты одобряют саму идею «антиалкогольного воздействия» на любителей выпить и нередко высказывают желание заиметь такой графинчик, но, увы…


Подготовил к печати Кирилл ЛОГВИН (СДКВ).

Иллюстрации: Информационный портал pobeda-aksay.ru; ya.ru/images/search.