«Смотри, вот Христос – на … сушёной камбале!»




Казаков Верхнего Дона поразили «рыбные иконы», которые они впервые увидели во время речных походов царя Петра I на г. Азов.


В конце 17 века, когда Пётр I закладывал военный флот в Воронеже для сражений с турками на Азовском море, а потом и привлёк к своим походам донцов-казаков, это было «диво дивное» – плоская камбала.



К слову, протяжённость «устремлённого к Азовскому морю» Дона по территории современной Воронежской области составляет 530 км (общая длина реки равна 1870 км; по Волгоградской области – 537 км; остальные 803 км приходятся на Тульскую, Липецкую и Ростовскую области ).


Кто не знает, тем поясняем: город-крепость Воронеж был основан в 1586 году, при деятельном участии атамана Ивана Судакова-Мясного и приданных ему казаков. Были те, в основном, «пришлые» (рязанские, мещерские и прочие).

Откуда им было знать, что камбала бывает и морская (особенно крупная – в Чёрном море), и речная (в устье Дона – таковое находится подле Таганрогского залива моря Азовского)?


Надо признать, что с 16 века существовали сухопутные чумаки (возчики сушёной рыбы, соли и вина, торговцы ими). Их «кормилось от щедрот приморского Юга» много. Но они не особо жаловали дальние ярмарки воронежского Придонья, поскольку здесь издавна «царствовали» местные купцы.



Правда, в незапамятные времена через теперешнее Черноземье были наторены дороги в другие края. Воронежский краевед А.Т.Докучаев утверждает:

«В 18 веке через территорию нынешнего Бутурлиновского района пролегали Саратовский (почтовый) и Урюпинский (казачий) тракты, а ещё – так называемый Чумацкий шлях (ездили по нему с севера на юг и наоборот. Из северных мест ездили в низовья Дона за солью и рыбой)».



Так что, на Верхнем Дону (именно в казачьем, а не в научно-географическом делении Дона на Верхний, Средний и Нижний) иконы на рыбе были более всего известны казакам, повидавшим Нижний Дон и Приазовье, повстречавшим в дороге чумаков с обозами ходовой черноморской камбалы и др. (те везли свой груз в любую погоду).




*


Вообще-то, подумалось: «камбальные иконы» наверняка можно увидеть в Музее истории донского казачества в г.Новочеркасске, от которого до г.Азова на Дону, до Таганрогского залива и Керченского пролива, который соединяет акваторию Азовского и Чёрного морей, рукой подать. Но нет.


Оказывается, музей основан лишь в 1886 году. А до того были трудные военные времена, и, скорее всего, съедобная камбала вынужденно пошла на поддержку физических, а не духовных сил казаков и прочих жителей ростовского Приазовья.


К тому же, такие «иконки размером с долонь (ладонь по донскому)» не были рассчитаны на длительное хранение, со временем они источали сильный запах прогорклого рыбьего жира, пересыхали и рассыпались.

И вообще, изначально у них было «краткосрочное» предназначение – быть для чумаков оберегом.

*


Чумаки вешали иконки-обереги на запряженную волами арбу-повозку перед отъездом в дальние края, чтобы избежать разбойников, не утратить товар и вернуться живым домой (подобным образом поступают нынешние таксисты и дальнобойщики, подвешивая иконки у себя в кабине).

Как правило, ночевать чумакам приходилось в чистом поле, а если получалось, то на шляхе вблизи селений, но не в них самих, лишь бы не тратиться на подорожные сборы.





Со временем идея оберегов понравилась «речному» торговому люду, бывавшему в Приазовье и на берегах Чёрного моря; на иконописные «амулеты» стали обращать внимание покупатели на ярмарках.

А православные донские казаки (и воронежские слободские черкасы тоже) постепенно стали класть их в дорожные сумы, дабы можно было ещё и помолиться у костра перед незатейливо написанным на камбале образом Господа нашего Иисуса Христа или Богородицы – на прибрежном донском отдыхе или на привале во время конного перехода.


Конечно же, у плывших Доном и конных казаков были утраты «иконной камбалы» из-за непогоды, других непредвиденных обстоятельств, боевых схваток и так далее; да и голод – не тётка, о чём, по сути, уже выше сказано.

К тому же, сказались перемены в торговом промысле и сошедший на нет интерес к необычайному оберегу – он стал как бы «не столь уж модным», а удивление им сохранилось, преимущественно, в документальных свидетельствах 17-18 веков.


Короче говоря, по поводу того, «где можно увидеть во всей красе рыбно-иконные артефакты», музейные сотрудники Новочеркасска адресовали меня к своим коллегам, работающим в двух местах: в крымской Феодосии и «северной российской столице» – Санкт-Петербурге.


Но выяснилось, что в созданном в 2019 году Феодосийском музее рыбы и рыболовства выставлена всего лишь одна, притом не оригинальная икона на камбале, а так называемая реплика (её подражательный художественный образец) – работа херсонской художницы Оксаны Оснач.

Между тем, в течение 2019-2023 годов Оксана создала серию реплик, выполненных на вяленой камбале, а также на голове щуки и на гипсовой основе.

В 2021 году выставка таких икон работала в Херсонском областном краеведческом музее. Её экспонаты привлекли большое внимание частных коллекционеров и быстро разошлись по ним (ещё до начала известных событий, случившихся в феврале 2022 года).



В основу же своих художественных творений О.Оснач положила иконы, которые ещё в 1906 году обнаружил в Малороссии и передал в Этнографический отдел Русского музея г.Санкт-Петербурга Иван Зарецкий – широко известный в Российской империи археолог. Хранятся они в специальной витрине без доступа воздуха, под стеклом.





Найденные Иваном Зарецким иконы были исполнены одним и тем же неизвестным художником конца 19 века на двух засушенных камбалах; при этом на обеих сторонах плоских рыбин изображены аналогичные по замыслу образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Других подлинных рукописных творений со стороны талантливых людей, пожелавших хотя бы в том же 19 веке продолжить народную традицию «камбальной иконописи», до сих пор не обнаружено.

*

Ученые считают, что рыба изначально усиливала святость всякой написанной на ней иконы. Ведь первые ученики Христа были рыбаками, а сама рыба долгое время являлась символом Спасителя.

 Греческое слово «ИХТИС» (т.е. рыба) использовалось для тайного обозначения первых христиан – оно расшифровывалось как «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».




*


… Разумеется, как только мне доведётся побывать в Санкт-Петербурге или хотя бы в Феодосии, я постараюсь посетить означенные музеи, чтоб увидеть столь уж редкие «рыбные иконы» самолично. Жаль только, что в Новочеркасске их нет, а ведь без этой «мелочи» история донского казачества – неполная.

Кирилл ЛОГВИН (СДКВ).

Фото-, иллюстрации: https://ya.ru/images/search; картины худ. Ярослава Чижевского (2010), Архипа Куинджи (1875) и Алексея Саврасова (1854); иконописное панно в Феодосийском музее рыбы и рыболовства.




Кстати


В Ростовской области в весеннюю путину 2023 года выловили рекордное количество камбалы (очередной отлов был разрешён с 1 сентября).

Об этом сообщила пресс-служба Азово-Черноморского филиала ВНИРО.


По информации учёных, в Азовском море калкан – подвид более крупной Черноморской камбалы – активно размножается ввиду возросшей засоленности морской воды (14,85 промилле при оптимальной 13-14).


При том, что было добыто 350 тонн, улов азовского калкана на 80 тонн превысил добычу камбалы в Чёрном море и стал наиболее высоким для ростовского региона за последние 20 лет.

Так что, в исконно казачьем крае нехватки в природном материале для иконной живописи нет. Но – всему своё время.


Между прочим, на ростовских рынках можно купить не только морскую камбалу-калкан, но и речную камбалу-глоссу, которая биологически мельче и потому зовётся в народе глосиком; обитает она в распреснённых водах (в устье Дона. И в р.Кубань, заметьте).